Premier

19.09.2025.
Скасска

Скасска

 

24.10.2025
Голубчик

Голубчик

 

TODAY IN THEATER

05 September, Friday

Zuleikha opens her eyes

more details>

«Теперь неловко ходить на кавер-концерты». В Новосибирске устроили театральное шоу под музыку Ханса Циммера — как это было

27 august 2025
Любовь Ермоленко НГС.ру

Фестиваль актуального театра «Гравитация», который проводит театр «Старый дом», стартует только в конце октября. 22 августа же его презентовали необычным событием: музыкально-литературным экспериментом, проведенном на открытой террасе комплекса «Маки» — в окружении стеклянных стен и с видом на закат. В числе зрителей была и Telegram-редактор НГС Любовь Ермоленко: как текст сплетается со звуком и почему такие мероприятия важны для города — в ее колонке от первого лица.

 

Театральный фестиваль «Гравитация» в этом году обещает тяготеть к музыке. Презентацию же посвятили сразу многим знаковым композиторам, писателям и учёным | Источник: Василий Костриков / фестиваль актуального театра «Гравитация»
 

 

Театральный фестиваль «Гравитация» в этом году обещает тяготеть к музыке. Презентацию же посвятили сразу многим знаковым композиторам, писателям и учёным

Василий Костриков / фестиваль актуального театра «Гравитация»

 

Open-air концерт под названием «Эйнштейн в Вишневом саду» случился на открытой террасе ЖК «Маки» недалеко от самого театра. И места лучше, кажется, было не найти. В этом пространстве, где по одну сторону — набережная, а по другую — изогнутая зеркальная стена (будто бы прямиком из фильма Нолана!) за музыку отвечал оркестр «Бюро актуальной музыки», за слова и голос — актеры «Старого дома».

 

Кроме Эйнштейна с его теорией относительности в «Вишнёвом саду» еще встретились Франц Кафка, Даниил Хармс, Велимир Хлебников, Том Стоппард, Николай Заболоцкий, ну, а во главе всего — конечно, Антон Чехов (как раз 22 августа тот самый вишневый сад должны были продать). Их тексты звучали между композициями Ханса Циммера, Филиппа Гласса, Симеона тен Хольта, Генри Перселла, Дэвида Лэнга и любопытной попыткой переосмысления творчества Мередит Монк.

 

Вообще, трудно представить себе такую вселенную, где все эти люди могли бы пересечься. Но, на удивление, объединив их общей темой гравитации (причем не только со стороны физики, но и человеческих отношений), организаторы смогли создать внятное и емкое высказывание.

 

Если, например, музыку Ханса Циммера у новосибирцев иногда выпадает возможность послушать вживую, то с остальными композиторами ситуация уже сложнее. И здорово, что в истории с таким продвижением театрального фестиваля внезапно срабатывает образовательная и популяризаторская функция. Когда мы уже после концерта толпой зрителей едем в лифте, один мужчина говорит своей спутнице, что ему теперь будет неловко ходить на концерты кавер-групп.

 

Особую роль сыграло и пространство. Если бы всё это происходило в театральном зале, то, кажется, сработало бы в минус и задушило бы саму идею. Здесь же — красивейший закат и птиц в отражении окон, на которые было приятно «зависнуть». Природа всё еще лучший перформер.

 

Но у открытой площадки есть и свои нюансы. Если любите слушать оркестр на открытом воздухе, любите тогда и звуки строительных работ, рёв мотоциклов, шум электрички и музыку из машин. Но тут, кажется, это больше было преимуществом: любой лишний звук становился частью общего звукового полотна и не казался лишним.

 

По ощущениям, что-то похожее было после просмотра «Снегурочки» по мотивам пьесы Островского в том же «Старом доме». От слов там отказались, оставили только музыку. За просмотром ты настолько становился чуток к каждому шороху и стуку, что после выхода к оживленному и шумному «Речному вокзалу» всё услышанное там становилось твоим личным саундтреком, песней.

 

Спектакль давно уже не в репертуаре, но вот именно этот концерт откинул назад, напомнил о чуткости к окружающим тебя звукам. Ведь даже шум машин в итоге может показаться шумом моря. Да и в театре многие вещи притворяются не тем, чем являются.

 

Казалось бы, это просто презентация фестиваля. Зрители пришли не в театр (хотя и он в последнее время часто уходит от условностей). Но удачно подобранные музыка, тексты и место сработали ничуть не меньше полноценного спектакля. И не оставили черных дыр на душе.

 

До фестиваля актуального театра «Гравитация» остается пара месяцев.

 


The article mentions: