Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

В сказку на ходулях

18 january 2011
Марина Вержбицкая Ведомости, 25.09.2009

В театральных кругах распространено убеждение, согласно которому ставить спектакль для детей в тысячу раз сложнее, нежели для взрослых. У детей свой язык, своя логика, свое понимание мира, свое, недоступное взрослым представление о времени и мощнейшие фильтры, не пропускающие ни одной фальшивой интонации. Знаменитое «не верю!» Станиславского по сравнению с внутренним радаром маленького зрителя – пустяк, чудачество, ерундистика. Детей не интересует, как сделан спектакль и почему все получилось так, как получилось. Они не найдут в нем цитат и аллюзий, не впишут его в культурную парадигму, не сделают скидку на репутацию и прошлые удачи постановщиков. Они либо полюбят спектакль, примут предложенные театром правила игры для девочек и немедленно станут ее участниками, либо, освистают прямо на глазах у почтенной актерской братии – «скиснут» и потеряют интерес ко всему происходящему.

«Чемоданное настроение» в постановке новосибирского режиссера Анны Зиновьевой маленьким зрителям театра «Старый дом» пришлось по вкусу. Причин тому множество. Во-первых, в основе спектакля лежит замечательная пьеса Анны Богачевой - нижнетагильского драматурга, ученицы знаменитого Николая Коляды и по совместительству молодой мамы, которая наверняка знает, как увлечь расшалившихся малышей. Герои Богачевой мало чем отличаются от нынешних мальчиков и девочек. Они живут в современном мире, встречаются со знакомыми нам реалиями и разговаривают с сегодняшними людьми на сегодняшнем языке (разумеется, без слэнговой пошлости и ненормативных ужасов). Последнее обстоятельство чрезвычайно важно: словесные плетения из сказок нашего детства поколению нулевых малопонятны и озвученные со сцены часто вызывают у детей неуместный смех или в лучшем случае – недоумение.

Во-вторых, режиссер прекрасно понимает, что маленькая публика ужасно непоседлива. Дети быстро теряют интерес к вялотекущему действу, устают от длительных разговоров, пауз, «голых» музыкальных увертюр, но обожают «экшн». Именно поэтому действие в «Чемоданном настроении» ни на минуту не останавливается, летит во весь опор, собирая по дороге множество вставных музыкальных номеров и уморительных реприз. Ежесекундно встряхивает собранное, перемешивает, околдовывает и в конце концов выпускает в зрительный зал целым салютом театральных сюрпризов.

Не успеют главные герои сказки – девочка Соня (Яна Балутина) и мальчик Леня (Сергей Дроздов) - заскучать в зале ожидания, как начинаются их удивительные приключения. Ребята встречают строгого Дежурного контролера (Александр Сидоров), помогают странному тщедушному носильщику (Вадим Тихоненко), видят огромный чемодан, который в финале превращается в крокодила и в рифму проглатывает контролера, и знакомятся с живущей в этом чемодане тетеньке по имени Фекла Чемоданова (Лариса Чернобаева). Смешливая, но обидчивая рыжеволосая дама, больше похожая на циркового клоуна, чем на горожанку средних лет, учит Соню и Леню играть в моряков и индейцев, рассказывает кучу веселых историй, проводит экскурсии по чемодану, демонстрирует гимнастические чудачества, устраивает аттракцион невиданной силы, забавляет танцами, веселит песнями и даже учит ходить на ходулях.

Кстати, ходули, на которых в «Чемоданном настроении» передвигаются почти все взрослые пассажиры, - ноу-хау детских постановок «Старого дома». Реализовать замысел режиссера артистам помогли главные ходульные специалисты Новосибирска. Теперь обученные стародомовцы могут на ходулях не только стоять, но и прыгать, бегать и исполнять трюки.

Еще одно несомненное достоинство спектакля «Чемоданное настроение» заключается в том, что рассчитанный на детей старше 4-х лет, он понравится и сопровождающим малышей взрослым. Не зря в аннотации к сказке имеется уточнение – «для детей, которые не хотят становиться взрослыми, и взрослых, которые не могут распрощаться с детством». Такое назначение, согласитесь, не может не радовать: ведь нам, взрослым, всегда не хватает времени и откровенно жаль выбрасывать два часа на какие-то детские забавы, а благодаря «Старому дому» появляется возможность побыть рядом со своим ребенком, доставить ему и себе удовольствие и вдруг осознать, что чемоданное настроение - это не когда ты сидишь на чемоданах в ожидании дорожных хлопот и казусов, а маленькое предвкушение большого путешествия в сказку.


The article mentions: