Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

TODAY IN THEATER

21 November, Thursday

Double game

more details>

В село Земетчино приехал "Ревизор": как в 1930-е колхозников приобщали к театру

09 may 2024
Российская газета

В деревне - как в городе

 
В село Земетчино приехал "Ревизор": как в 1930-е колхозников приобщали к театру
© Российская Газета

 

"Колхозной деревне - большое искусство" - под таким девизом в середине 1930-х гг. была принята государственная программа развития колхозно-совхозных театров. Их деятельность - яркая страница в истории художественной жизни довоенного времени, основательно забытая сегодня. В годы Второй пятилетки (1933-1937) был провозглашен курс на ликвидацию противоречий между городом и деревней. В соответствии с рекомендациями Управления театрально-зрелищными предприятиями начиная с 1933 г. открывались колхозно-совхозные театры. В условиях становления социалистического реализма театральная политика была направлена на "борьбу с многоукладностью в культуре" и установление жесткого партийно-административного контроля.

 

Были приняты постановления Наркомпроса РСФСР "О развертывании сети колхозно-совхозных театров" (15 марта 1934 г.) и СНК РСФСР "О колхозных театрах" (5 декабря 1934 г.). И если в 1934 г. на территории РСФСР начитывалось 23 колхозно-совхозных театра1, то в 1935 г. - уже 772.

 

 

Постановление СНК РСФСР от 05.12.1934 N 1165 "О колхозных театрах".

 

Сельские гастроли

 

До сегодняшнего дня сохраняется представление о том, что колхозно-совхозные театры - это что-то вроде объединения участников художественной самодеятельности на конкретном предприятия. На самом деле все было наоборот. Это профессиональные, но передвижные коллективы. В отличие от городских театров, работавших только на закрепленной за ними сценической площадке и иногда выезжавших с гастролями, колхозно-совхозные были в постоянном движении. Театр должен был переезжать с места на место, из колхоза в совхоз, знакомя селян и жителей рабочих поселков "с лучшими образцами классической и советской драматургии".

 

На собственной площадке труппа работала не более месяца, а остальное время проводила в поездках. Базы театров часто ограничивались несколькими комнатами в клубах или домах культуры. Чтобы выполнить план - 200-250 спектаклей в год - приходилось быть постоянно в дороге, используя для передвижения любой доступный транспорт: запряженные лошадьми подводы, поезда, грузовые автомобили... Постоянной "головной болью" директора были бензин, резиновые сапоги, калоши, непромокаемая верхняя одежда.

 

Материальное обеспечение оставляло желать лучшего, финансирование и оплата спектаклей со стороны колхозов и сельсоветов задерживались. Жить приходилось в домах колхозника или на частных квартирах, играть - в плохо приспособленных помещениях сельских клубов или на открытых площадках: полевых станах и производственных участках. Поэтому наряду со спектаклями давались многочисленные концерты и выступления в жанре миниатюр. Художественное обслуживание советской деревни сочеталось с популяризацией нового образа жизни и радужных перспектив колхозного строительства.

 

 

Сцена из спектакля Третьего колхозно-совхозного театра Азово-Черноморского края "Наследники Рабурдена" по пьесе Э. Золя (реж.-пост. А.В. Арбенин). 1935 г.

 

49 спектаклей за 37 дней

 

В колхозно-совхозное театральное движение одними из первых включились П.П. Гайдебуров и Н.Ф. Скарская - режиссеры-основатели легендарных Общедоступного театра в Петербурге и Государственного передвижного театра. Созданный ими коллектив получил название Колхозно-совхозный передвижной театр имени Леноблисполкома. Уже в 1934 г. состоялась первая поездка: за 37 дней театр посетил Бежецкий, Лужский, Струго-Красненский, Солецкий районы (все они тогда входили в Ленинградскую область), пройдя 263 километра "на лошадях" и показав 49 спектаклей в плохо приспособленных помещениях. Уникальный опыт главного режиссера П.П. Гайдебурова позволил осуществить ряд успешных постановок - "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Шестеро любимых" А.Н. Арбузова, "Власть тьмы" Л.Н. Толстого, "Борис Годунов" А.С. Пушкина. Гайдебуров также разработал концепцию развития колхозно-совхозного театра. Театр имени Леноблисполкома, имея постоянную базу в Ленинграде, закрепил за собой восемь крупных колхозных клубов, показывая в каждом из них по одному спектаклю в месяц3.

 

В 1933 г. начинают работу коллективы на периферии. Колхозно-совхозный театр в Новосибирске был создан 1 октября 1933 г. и уже 20 октября представил спектакль "Прорыв в любви" по пьесе В.М. Чуркина, "переработанной на местном материале"4. Часто колхозно-совхозные театры создавались на базе любительских объединений: весной 1933 г. драмкружок Карамалинского районного клуба стал Аургазинским колхозно-совхозным театром (с. Толбазы, Башкирской АССР), в декабре 1933 г. агитколлектив завода N 80 преобразован в Первый колхозный театр Горьковского края5.

 

"Витриной" колхозно-совхозного движения стала Московская область, где в 1934 г. был создан Первый колхозный художественный театр (база - в колхозе "Безбожник" в с. Медведки Веневского района (ныне - Тульская область), в 1935 г. - Второй колхозно-совхозный театр (база - с. Ильинское Кимрского района (ныне - Тверская область) во главе с Л.М. Крицбергом.

 

 

Программа спектакля колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома "Половчанские сады" по пьесе Л.М. Леонова (реж.-пост. М.В. Чежегов). 1939 г.

 

В декабре 1935 г. на бюро Московского комитета ВКП(б) обсуждался вопрос о культурно-просветительной работе в деревне; в постановлении указано, что в период с 15 декабря по 1 апреля 1935 г. театры, в том числе пять передвижных колхозно-совхозных, организовали и провели 1204 спектакля и концерта6. За этот год они представили 1717 спектаклей и концертов, обслужив в 83 районах 542 500 сельских зрителей.

 

От Москвы до самых до окраин

 

Во второй половине 1930-х гг. окончательно сложилась сеть колхозно-совхозных театров, включающая и театры в союзных и автономных республиках. Азербайджанский колхозно-совхозный театр работал с 1934 г. в составе двух трупп: армянской и тюркской7. В 1936 г. в Ташкенте открылся первый в Центральной Азии национальный драматический колхозный театр, премьерной постановкой которого стал спектакль "Женитьба" по пьесе Н.В. Гоголя на узбекском языке8. В Чувашской АССР в период с 1934 по 1936 г. организовано четыре колхозно-совхозных театра.

 

К началу 1938 г. сеть колхозно-совхозных театров включала 233 коллектива, работавших на 32 языках народов СССР и охватывавшая более 18 млн зрителей9. Она постоянно росла: только 1937 г. организованы национальные колхозно-совхозные театры в Якутии, Ойротии (Горный Алтай), Хакасии и Аджарии. Издавался даже ежемесячный журнал "Колхозный театр" с приложениями, включавшими театральные, музыкальные, чтецкие репертуарные и учебно-методические материалы.

 

Ежегодно проводились областные и республиканские смотры коллективов, завершавшиеся Всесоюзным фестивалем колхозных театров в Москве. Ведущие театры страны оказывали им творческую и методическую помощь. Так, МХАТ 2-й осуществлял шефство над колхозно-совхозными театрами Саратовской области, Камерный театр - Сталинградского края, театр имени Вахтангова - Горьковской области, театр им. Московского совета профсоюзов - Ивановской области.

 

 

Руины здания Земетчинского филиала Малого театра. С. Земетчино Пензенской области. 2020 г.

 

Оригинальным опытом творческого руководства был Земетчинский филиал Малого театра, открытый 12 июля 1934 г. в с. Земетчино Воронежской области (ныне - Пензенская область). Инициатором его создания и первым художественным руководителем был ветеран Малого театра И.С. Платон (1870-1935). В труппе служили М.П. Юдина, О.В. Полякова, Е.Д. Турчанинова, Е.И. Найденова, В.А. Станюлис, Е.Н. и А.Д. Щепкины - правнучки великого русского актера, А.Н. Истомин, возглавивший филиал после смерти его основателя. Было поставлено 25 пьес классического и советского репертуара. Актеры театра, разбившись на семь бригад по 8 человек в каждой, работали в закрепленных за ними населенных пунктах, руководя самодеятельными коллективами в школах, совхозах и колхозах области10.

 

В 1935 г. режиссером И.П. Копалиным был снят документальный фильм "В селе Земетчино", запечатлевший сцены из спектакля "Ревизор", актеров и зрителей театра. Театр просуществовал до 1937 г., когда в результате пожара было утрачено здание и реквизит.

 

"Отелло" - народу!

 

Репертуар колхозно-совхозных театров соответствовал идеологическим установкам и мало отличался от того, что шло на сценах городских театров по всей стране. На первых этапах были попытки создать специальный "колхозный" репертуар, но успеха они не имели из-за слабости драматургического материала. Репертуарный канон колхозно-совхозных театров составили пьесы М. Горького, "Платон Кречет" А.Е. Корнейчука, "Шестеро любимых" А.Н. Арбузова, "Простая девушка" В.В. Шкваркина, инсценировка Н.А. Крашенинникова романа М.А. Шолохова "Поднятая целина". Широко была представлена классика: А.Н. Островский ("Свои люди - сочтемся", "Не все коту масленица", "Без вины виноватые"), Ф. Шиллер ("Разбойники", "Коварство и любовь"). Региональный компонент, как правило, присутствовал в концертных программах и в жанре миниатюр. В национальных театрах местный материал был основным.

 

 

Сцена из спектакля Крымского еврейского колхозного театра "Уфганг" ("Восход") по пьесе А. М. Яновера (реж.-пост. Э. Б. Лойтер). 1936 г.

 

В 1937 г. газета "Правда" сообщала, что 128 колхозно-совхозных театров ставят пьесы А.Н. Островского, 86 - А.C. Пушкина, 75 - М. Горького, несколько десятков театров ставят пьесы Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф. Шиллера, В. Шекспира, Лопе де Вега, К.А. Тренева, работают над спектаклями по произведениям М.А. Шолохова, Д.А. Фурманова11.

 

С учетом времени и условий работы театров наиболее экстравагантными репертуарными решениями выглядят спектакли "Царь Федор Иоаннович" по пьесе А.К. Толстого (Кировский областной второй колхозный театр, Уржум, 1935 г.), "Ученик дьявола" Б. Шоу (Долматовский совхозно-колхозный театр, Челябинская область, 1936 г.), "Отелло" В. Шекспира (Одесский немецкий рабоче-колхозный театр,1937 г.).

 

В 1940 г. на сцене Первого областного (Гжатского) колхозно-совхозного театра Смоленской области впервые появляется спектакль с "образами вождей", к которым со стороны власти предъявлялись повышенные требования. Роль Ленина в пьесе Н.Ф. Погодина "Человек с ружьем" (реж. Т.А. Калачевская) исполнил актер Г.И. Юченков.

 

Одни - на конный двор, другие - в пекарню

 

Повышенное внимание уделялось массовой работе и поддержке сельской художественной самодеятельности. Устраивались показательные спектакли с разъяснительными беседами, а также семинары для руководителей драмкружков12. Актеры и режиссеры организовывали дискуссии и встречи как просветительской, так и идеологической направленности. Они рассказывали о творчестве советских писателей, читали и обсуждали с колхозниками книги, а также рассказывали о текущих решениях партии и правительства, пропагандировали аграрные знания и вопросы продовольственных закупок, организовывали кампании по борьбе за культуру и чистоту.

 

Сцена из спектакля Второго чувашского передвижного колхозного театра (с. Батырево Чувашской АССР) "Не было ни гроша, да вдруг алтын" по пьесе А.Н. Островского. Конец 1930-х гг.

 

Обозреватель журнала "Колхозный театр" так описывал одну из поездок Четвертого колхозного театра Горьковского края в 1935 г.: театр "при приезде в колхоз разбивает своих людей на бригады: одни идут на конный двор, другие - в пекарню, в свинарник, в детские ясли, беседуют с колхозниками, знакомятся с недостатками их работы и в живой, увлекательной форме (обозрения, диалог, сценки) показывают необходимость борьбы с недостатками. Перед каждым спектаклем бывает вступительное слово. После спектакля проводятся диспуты"13.

 

В 1936 г. Третьим колхозно-совхозным театром Азово-Черноморского края была осуществлена поездка в труднодоступный высокогорный поселок Загедан (ныне - Карачаево-Черкесская Республика). Были показаны спектакли по пьесам "Жизнь зовет" В.Н. Билль-Белоцерковского, "Наследники Рабурдена" Э. Золя и "Шестеро любимых" А.Н. Арбузова. Ежедневно проводились игры и танцы под баян, состоялся детский утренник, а художественный руководитель театра В.А. Арбенин помог местному драмкружку в постановке пьесы14.

 

Массовое приобщение к драматургии

 

К концу 1930-х гг. колхозно-совхозный театр прочно вошел в повседневную жизнь советской сельской периферии. За 1939 г. было показано 24 926 спектаклей, в 1940 г. - 26 34815, которые увидели жители самых труднодоступных и отдаленных мест страны. Триумфом системы стал Всесоюзный фестиваль колхозный театров (август-сентябрь 1939 г.), приуроченный к первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Представленная в программе фестиваля комедия "Сады цветут", написанная актером Четверного колхозного театра Горьковской области Н.Г. Кулинченко и художественным руководителем театра В.З. Массом, в 1940-1941 гг. была включена в репертуар практически всех театров страны.

 

Аургазинский колхозно-совхозный театр в поездке. 1933 г.

 

Несмотря на существенные недостатки - невысокий художественный уровень, идеологическую ангажированность, неустойчивость репертуара и нерешенность множества материальных вопросов - колхозно-совхозные театры способствовали приобщению сельского населения СССР к лучшим образцам драматургии16.

 

С началом Великой Отечественной войны деятельность колхозно-совхозных театров была свернута: большинство коллективов было ликвидировано, укрупнено или трансформировано во фронтовые бригады. В 1943 г. была предпринята попытка восстановления сети колхозно-совхозных театров, которая, однако, не достигла довоенных масштабов17. После принятия постановления Совета Министров СССР "О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучшению их финансовой деятельности" (4 марта 1948 г.) колхозно-совхозные театры были окончательно упразднены, а некоторые стали городскими стационарными.

 

 

 

1. Колхозные театры // Театральная энциклопедия. М., 1964. Т. 3. Ст. 133.2. За социалистическую культуру // Колхозный театр. 1935. N 1. С. 1.3. Гайдебуров П.П. Колхозный театр // Советское искусство. 1939. N 67. 9 сентября. С. 3.4. Климова Е.В. Ремарки на полях истории: [Новосибирский драматический театр "Старый дом"]. Новосибирск, 2008. С. 14.5. Отчет о деятельности Первого колхозного театра УТЗП Горьковского края за период с 1 декабря 1933 г. // Творческий Нижний: к истории становления и развития творческих организаций. 1918-1939 гг.: сб. док. / сост. Я.М. Хорошкин. Нижний Новгород, 2011. С. 43.6. Тысяча двести четыре спектакля в колхозах // Театр и драматургия. 1936. N 5. С. 311.7. По советской стране // РАБИС. 1934. N 9. С. 47.8. Национальный колхозный // Театр и драматургия. 1936. N 5. С. 311.9. Колхозные театры // Правда. 1937. 3 октября. N 273. С. 6.10. Земетчинский филиал Московского Малого театра // Пензенская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. С. 199.11. Колхозные театры // Правда. 1937. 3 октября. N 273. С. 6.12. Рудой Я.Б. Колхозной деревне - большое искусство (Некоторые организационные вопросы колхозно-совхозных театров) // Колхозный театр. 1934. N 15. С. 1-3.13. Алексеев С. Четвертый колхозный театр (Горьковский край) // Колхозный театр. 1935. N 2. С. 37.14. Зорина А. На высоте 2800 метров // Советский театр. 1936. N 2. С. 22.15. Ральф Ю.П. Колхозные театры РСФСР // Советское искусство. 1941. 23 февраля. N 8. С. 4.16. Ильин Б.В. Мельпомена на гумне: колхозно-совхозные театры Вологодской области в 1935-1951 гг. М., 2018. 685 с.17. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 7. Д. 1140. Л. 1.


The article mentions: