Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Вырыли светлое будущее
11 december 2024Марина Шимадина Коммерсант
На сцене Студии театрального искусства прошли гастроли новосибирского театра «Старый дом» со спектаклем «Котлован». Первая постановка режиссера Антона Федорова в качестве главного режиссера театра стала снайперским попаданием и в стиль Платонова, и в нерв сегодняшнего дня, считает Марина Шимадина.
Ставить на сцене Платонова — задача со звездочкой. Его образный, корявый, необычайно плотный, ошарашивающий неологизмами язык настолько самодостаточен, что любая его иллюстрация кажется лишней и фальшивой. Но Антону Федорову удалось взломать код платоновского текста и создать постановку если не конгениальную автору, то максимально ему близкую. Черный гротеск тут сочетается с тонкой лирикой, «скудное вещество существования» с порывами ввысь, а разоблачение театральности, условности игры из простого приема превращается в главный месседж спектакля.
В платоновском «Котловане» рабочие роют яму для фундамента «общепролетарского дома». Но выходит, что копают себе могилу, потому что тяжелая физическая работа на измор и классовая борьба во имя будущего не оставляют им шансов на жизнь. Но главное, они мучительно ищут и не находят смысла, а «без истины тело слабнет», как говорит главный герой Вощев, уволенный с завода за патологическую задумчивость (играющий его Тимофей Мамлин словно смотрит все время в себя). Бодрые дребезжащие директивы и лозунги уполномоченного (Андрей Сенько) звучат для них пустой тарабарщиной — большим успехом пользуются фокусы, которыми тот пытается порадовать и отвлечь несознательный класс. Или включает им радио, и «Летний дождь» Талькова производит на тоскующих землекопов впечатление ангельского пения. Даже язвительный инвалид Жачев (Виталий Саянок), таскающий за собою искусственные ноги, на время затихает и начинает писать свое послание в будущее, выцарапывая его на дне кастрюльки.
Время действия в спектакле Федорова, который традиционно является и художником постановки, условно, а пространство вывернуто, как лента Мебиуса, и совмещает интерьер с экстерьером. Тут и котлован с черным песком, в который мужики тычут лопатами, отбивая прихотливый ритм, и торчащие из стойла головы «обобществленных» лошадей, и картины сменяющихся времен года за окном, и кабинет инженера-недотепы Прушевского (Юрий Кораблин), который вместо чертежей пишет письма далекой возлюбленной Марии. На самом деле это тексты писем самого Платонова к жене, полные какого-то хрустального благоговения и почти религиозного экстаза. Только вот в спектакле адресат их вряд ли получит — все письма инженер опускает мимо почтового ящика. Да и непонятно, существует ли та Мария вовсе или это придуманный образ, навеянный случайной встречей с незнакомкой, нездешний богородичный идеал, без которого невозможно существовать на этой серой, скудной земле.
Для сурового, видавшего виды бригадира Чиклина в наколках на пальцах (Анатолий Григорьев) таким светом в окошке становится сиротка Настя. В спектакле это нарисованная художницей Надей Гольдман бесплотная проекция, которую грубый землекоп нежно прячет под пиджаком. Но и эта крошечная девочка уже заражена вирусом ненависти. «Их всех надо убить»,— говорит она про своих классовых врагов, деревенских кулаков. И Чиклин отправляет на карательную акцию трусливого стукача Козлова (Вадим Тихоненко) и добряка Сафронова (Евгений Варава), нежно обнимавшего выкопанного в котловане крота.
Все мужики тут одеты в одинаковые костюмы с бумажными бутоньерками, белыми у строителей, красными — у кулаков (странно, что не наоборот, но режиссер, видимо, чурается слишком лобовых ходов). Сначала они все вместе пьют в местной пивной с гнусавым «пищевым» (Арсений Чудецкий), а потом устраивают войну алой и белой розы, насаживая друг друга на вилы. Все это показано почти карикатурно, с бутафорской кровью и трупами-манекенами, но от этого картина братоубийства не становится менее жуткой.
Платонов в «Котловане» хоронит утопические прожекты строительства коммунистического рая, показывая, что они разваливаются уже на этапе фундамента (повесть была издана в СССР только в 1987 году, спустя 57 лет после написания). Антон Федоров в своей постановке-притче расширяет контекст разговора до размеров вселенной. Над сценой у него висят планеты, которые рабочие двигают и зажигают теми же вилами — и это лучшая метафора космического мира Платонова в принципе. Его герои всегда стоят ногами на пустой, грязной земле, но пытаются дотянуться до волнующих тайн мироздания.
После гибели товарищей и смерти ребенка, которая казалась просто невозможной в уже наступающем прекрасном будущем (иначе зачем это все?), Чиклин произносит слова из письма Платонова: «Мир этот должен погаснуть, глаза закрыться, чтобы видны были все другие миры». Неизвестно, что именно имел в виду писатель, но сегодня они звучат как приговор человечеству вообще: этот глобус проверки не выдержал, дайте другой. И режиссер в финале, действительно, дарит надежду на другой мир, разворачивая над головами зрителей роскошное звездное небо. И пусть это всего лишь черная ткань с дырочками, а свет далеких звезд — проходящие через них лучи софитов, но мир выдуманный, театральный оказывается однозначно лучше реального. По крайней мере, он сохраняет вторую часть кантовской формулы — нравственный закон внутри нас.
Газета «Коммерсантъ» №229 от 11.12.2024, стр. 11
The article mentions:
perfomances: