Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

#янемокраякурица: что новый спектакль «Старого дома» рассказывает о российской действительности

26 march 2019
Татьяна Евстигнеева Собака.ру

«Зулейха открывает глаза» на сцене театра «Старый дом» в постановке Эдуарда Шахова по одноименному бестселлеру Гузели Яхиной.

 

Этот роман нередко называют женским. Чем вас зацепило произведение?

 

Действие романа разворачивается во времена раскулачивания, а мне небезразлична эта тема. Считаю, ее надо освещать — необходимо, чтобы она звучала в обществе. И здесь вопрос даже не художественных потребностей, а гражданской позиции. Моя задача — сделать так, чтобы российские люди, как и Зулейха, открыли глаза: перестали находиться в иллюзиях, увидели действительность такой, какая она есть. Тогда они начнут действовать и, в конце концов, смогут ее преобразовать.

 

Роман имеет статус бестселлера, переведен на двадцать языков, на его основе снимается сериал с Чулпан Хаматовой в главной роли. Однако критики отмечают некоторое историческое несоответствие романа, а также высказывают предположения, что автор недостаточно знаком с татарской культурой и языком. Вас это не смущает?

 

В первую очередь, это художественное произведение, а не документальный материал, поэтому, возможно, и не стоит искать полного соответствия: роман может не отражать реальность на сто процентов, это связано с творческим воображением. На мой взгляд, лучше сместить фокус внимания на историю главной героини, ее судьбу. Зулейха — жена крепкого крестьянина. Процесс раскулачивания не обошел стороной их семью: мужа убивают, ее высылают — чудовищность происходящего шокирует и не может оставить равнодушным. Минус романа в том, что события тех времен описаны достаточно мягко, но в этом и плюс: многие не решаются читать произведения на эту тему, а здесь, зацепившись за сюжетную линию, люди вдруг открывают для себя страницы истории, узнают о событиях, о которых не знали или не хотели знать.

 

В своем спектакле вы сделали ставку на отношения Зулейхи и Игнатова?

 

Нет. Это многонаселенная постановка со сложной композицией и множеством сюжетных линий, каждая из которых требует глубокой проработки. Хотя, конечно, взаимоотношения Зулейхи и Игнатова играют важную роль в структуре спектакля, так как любовь — основополагающее чувство в человеческой жизни, которое воздействует на эмоциональное восприятие зрителя, благодаря чему мы выходим на интеллектуальную составляющую. На этом построен весь кинематограф. К счастью, театр не такой вид искусства, поэтому он может позволить себе быть любым и берет другим. Сценография спектакля очень условная, аскетичная, но она эмоционально захватывает: это некий каркас вагона, где все «перекручивается» и «перемалывается». В какой-то степени он похож и на тоннель: люди, которые в него попадают, ищут в его конце свет.

 

Какими хэш-тэгами вы бы проиллюстрировали спектакль?

 

На мой взгляд, главный хэш-тег — #янемокраякурица. В романе такого текста нет, но если изначально Зулейха воспринимала себя, как вещь, то к концу произведения героиня берет ответственность за свои поступки и за свою судьбу, и не оправдывает прозвище свекрови.

 

Наталья Серкова, актриса:

 

— Роль Зулейхи — моя первая большая работа в театре «Старый дом». Конечно, мне сложно понять, насколько тяжела была жизнь людей во времена политических репрессий. Да и, безусловно, я далека от татарских традиций, ислама и, в принципе, иначе воспитана. Однако я родилась и жила в Кыргызстане, поэтому хорошо знакома с представителями мусульманской религии. Это позволило прочувствовать характер героини и, надеюсь, мне удалось сделать ее образ живым. В процессе репетиций я настолько глубоко ощущаю атмосферу, что в эпизодах с участием Упырихи, свекрови героини, у меня даже мурашки бегут по коже.

 

Роман Гузель Яхиной затягивает. Мне было интересно наблюдать за линией Игнатова и Зулейхи. Героиню выдают замуж в пятнадцать лет, и всю жизнь она была Муртазе верной женой. После смерти мужа женщина продолжает жить — сначала по инерции, затем — ради сына. Вполне вероятно, что Игнатов — ее первая любовь, но сколько препятствий и трудностей у них на пути. Также меня впечатлил процесс преображения героини: «мокрая курица», как ее называла Упыриха, со временем кардинально меняется — начинает по-другому смотреть на вещи, иначе думать. И, как бы банально это не звучало, к концу романа Зулейха действительно открывает глаза, а вместе с ней и зрители.


The article mentions:


Peoples:

perfomances: