Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Анна Матюшина: Театр и зона комфорта – вещи категорически несовместимые

28 мая 2021
Юлия Щеткова Новая Сибирь

Анна Матюшина в спектакле Дениса Азарова "Люблюнемогу"

 

— В мае в театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Танцующая в темноте», первая театральная интерпретация знаменитого сюжета Ларса фон Триера, где вы выходите на сцену в очень необычном для вас образе…

 

— Думаю, ничего «обычного» от этой постановки никто и не ждал, потому что одноименный фильм Триера в России широко известен и делать его копию просто не было смысла. На самой первой встрече с режиссером Лизой Бондарь стало ясно, что икону матери из Сельмы никто делать не собирается. Нас интересовала «темная» сторона жертвенной любви. В нашей версии все персонажи уничтожают окружающих своим желанием сделать «как лучше», не позволяют друг другу делать собственный выбор, самостоятельно решать хоть что-то. Вот и возникает вопрос: действительно ли Кэти, роль которой я исполняю, хорошая подруга для Сельмы?

 

— Кажется, в этом спектакле вообще нет хороших людей?

 

— В нашей истории действительно нет. Мы говорим о том, что любовь эгоистична. Может быть, Сельме нужно было дарить Джину подарки на день рождения, проводить с ним больше времени, готовить его к тому, что, возможно, в будущем он потеряет зрение, научить его жить с этим, как научилась она сама. Вот это был бы лучший подарок на день рождение сына, а не 2056 долларов и 10 центов, которые ему в итоге и не достались. Мальчик остался и без матери, и без зрения. Очень грустная история, в которой жертва ни к чему хорошему не приводит.

 

— А если экстраполировать тему жертвенности на театр?

 

— Театр – уникальное явление, которое приносит одновременно огромную радость и огромную боль. Как только остается одна боль, надо уходить. Не жалеть. Но если есть радость, то нужно продолжать борьбу, пытаться сохранять баланс.

 

Аня Матюшина в роли Кэти "Танцующая в темноте"

 

—  С чего началась ваша театральная история?

 

—  Мой актерский путь начался со встречи с режиссером Максимом Диденко. Он ставил у нас спектакль «Я здесь» по карточкам Льва Рубинштейна: жесткая форма, первый опыт перформанса и настоятельная просьба не пытаться что-либо играть!

 

—  Вы работаете в театре, который любит эксперимент и знает в нем толк. Афишу «Старого дома» составляют спектакли разных режиссёров, творческих методов, стилей, жанров и направлений. Как вы относитесь к такого рода многоплановости и какие спектакли репертуара оказались «вашими»?

 

— Смелость в плане экспериментов, на мой взгляд, одна из сильных сторон нашего театра. Это привлекает, интригует, возможно кого-то раздражает, но никого не оставляет равнодушным. Актерам «Старый дом» дарит уникальный опыт работы с разными режиссерами. Я уже говорила о своем первом опыте работе в перформансе. Интереснейший репетиционный период случился с Александром Андрияшкиным в работе над «Социопатом», подробная работа с голосовой партитурой над «Танцующей в темноте». Но самый важный спектакль для меня — «Пер Гюнт» Антонио Лателла. Это не мой «родной» спектакль – меня ввели на роль Женщины в зеленом, Ингрид и Анитры, но я всегда чувствовала себя в нем на своем месте. Удивительно, как работает хорошая режиссура и форма. В «Пер Гюнте» из двенадцати человек, создавших этот спектакль, осталось всего четверо. Но спектакль живет, не разваливается.

 

— Есть ли для вас границы в эксперименте, за которые вы не выйдете никогда?

 

— Мое тело – одно из средств выразительности, и все, что не вредит его здоровью, допустимо. Режиссер, к которому есть доверие, который считает актера соавтором спектакля, а не инструментом, всегда получает то, что хочет. Даже если это выходит за рамки возможностей.

 

Портрет актрисы театра "Старый дом" Анны Матюшиной

 

—У артистов театра «Старый дом» очень серьезная физическая нагрузка — репетиции, спектакли, проекты, читки, лаборатории. Если говорить о возможностях: где вы черпаете свои ресурсы и где лично для вас зона комфорта?

 

—  Театр и зона комфорта – вещи категорически несовместимые. Для меня. К концу сезона я на пределе своих психических и физических возможностей. Расслабиться мне помогают старые итальянские фильмы и психоанализ.

 

— А в другой жизни, вы бы выбрали актерский путь?

 

— В другой жизни я бы уехала жить в Италию. Я бы, честно говоря, и в этой жизни уехала туда. Водила бы авторские экскурсии, преподавала языки. Или открыла бы школу дополнительного образования с командой крутых педагогов.

 

— В актерскую профессию вы пришли из педагогики, да и сейчас занимаетесь преподавательской деятельностью. Как одно выросло из другого?

 

— Я всегда знала (именно знала, а не хотела), что буду актрисой театра. Часто актеры признаются, что другого ничего не умеют: так были нацелены на театр, что в других навыках просто не было смысла. Я многое умею. Я дипломированный педагог английского и французского языка, преподаю сценическую речь, делаю первые пробы в режиссуре. Мне кажется важным владеть множеством навыков, чтобы иметь возможность смещать фокус своего внимания с одной деятельности на другую. В этом и заключается полнота жизни.

 

 

— Но прежде, чем ощутить полноту жизни, вы, уже дипломированный специалист, очутились на одной студенческой скамье с вчерашними выпускниками школы. Почувствовали разницу?

 

— У нас разница была пять лет. В первый год казалось, что это пропасть. Я-то пришла целенаправленно профессию получать, а кто-то хотел тусоваться. Многие даже в театре ни разу не были до поступления. Но потом все как-то выровнялось. Сейчас я работаю в театре со своим однокурсником Яном, и эта разница в пять лет совсем стерлась.

 

— Вы – интеллектуальная актриса. Для красивой женщины вашей профессии — это плюс или минус?

 

— В институте мне мастер говорил, что умная женщина в театре – беда. Хотя на самом деле беда – это то, что кто-то искренне так считает. Но для того, чтобы это понять мне потребовались годы. Я потратила кучу времени на то, чтобы казаться «попроще», больше я такой ерундой не занимаюсь. В театре должны быть разные женщины, с разными телами, рациональные, чувственные, сильные, нежные. Мужчин это тоже касается.

 

Фото Анны РАССКАЗОВОЙ, Виктора ДМИТРИЕВА, Василия КОСТРИКОВА


В статье упомянуты:


Люди: