Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

04 Декабря, среда

Не просто подкаст

подробнее>

Большой секрет от «ХАОСа»

04 мая 2021
Марина Шабанова ВЕДОМОСТИ НСО

Презентация II Международного фестиваля актуального театра "ХАОС"

Антон Ниязов, Оксана Ефременко и Антонида Гореявчева на презентации второй волны «ХАОСа».

 

До II Международного фестиваля актуального театра «ХАОС» ещё полгода, но «Старый дом» уже начинает серию знаковых событий. К участию в арт-резиденции приглашают новосибирцев разных возрастов и профессий, записаться можно до 15 мая, заполнив анкету на официальном сайте фестиваля «ХАОС». Итоговый список объявят 20 мая. Обучение в арт-резиденции бесплатное, театрального опыта не требуется. Участники получат новый интеллектуальный и творческий опыт, смогут найти единомышленников и вместе с командой «ХАОСа» менять пространство города. На презентации второго «ХАОСа» команда представила философскую концепцию, обновлённую айдентику и центральные темы фестиваля.

 

Первый Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» состоялся в Новосибирске в 2019 году. Многие зрители до сих пор помнят его спектакли. Это постановки известных театров «Практика», «Гоголь-центр», «Приют комедианта», «Балтийский дом», «Угол», «Тру», post, Тeatr Ludowy, Staatsschauspiel, Klockriketeatern. Вокруг спектаклей кипели бурные обсуждения, они цепляли и заставляли задумываться, и, казалось, весь город был погружён в «ХАОС». В программе фестиваля проходили public talk и публичные лекции известных театральных критиков и экспертов. Работал зрительский клуб под руководством театрального критика Жанны Зарецкой, итогом которого стал «Манифест современного зрителя».

 

— В Новосибирске есть прекрасные фестивали, но такого формата, как «ХАОС» со своей арт-резиденцией, здесь больше нет, и в России такая форма работы практикуется только двумя форумами, — говорит Антонида Гореявчева, генеральный директор фестиваля «ХАОС», директор театра «Старый дом». — Поскольку мы претендуем на статус региональной театральной столицы и нам нужно поддерживать этот имидж, я думаю, прекрасно, что мы решили успешный опыт первой арт-резиденции развить и сделать шире. Принять участие в резиденции может любой житель Новосибирска, это отличная возможность реализовать себя. Не менее масштабными выглядят наши театральные и просветительские программы. Мы показывали спектакли, проводили лекции, мастер-классы, презентации и перформансы. В прошлый раз события фестиваля привлекли внимание более 6 000 зрителей.

 

Команда «ХАОСа» интригует: в этом году форум будет ещё масштабнее, а его влияние на социоментальную среду — интенсивнее. Театральную программу объявят 18 июня, однако она больше «не воспринимается как самоцель». Фестиваль эволюционирует и превращается в сложносочинённый инструмент философского осмысления современного мира.

 

— Министерство культуры Новосибирской области поддерживало, поддерживает и будет поддерживать фестиваль «ХАОС» до тех пор, пока театр «Старый дом» будет ощущать потребность в проведении форума, успешно позиционирующего себя и на российском, и на международном уровнях, — заметил Григорий Милогулов, заместитель министра культуры Новосибирской области. — Как можно не поддерживать тот театр, который за последние годы если не революцию совершил, то затеял очень серьёзную эволюцию в театральной сфере?! Мы как учредители можем только довериться энергетике руководителей, кураторов и труппы театра и наблюдать, где нужно подставить своё плечо в непростых условиях, в которых мы до сих пор с вами живём.

 

Вдохновение для второй волны «ХАОСа» команда черпала в работах современного словенского культуролога и философа Славоя Жижека — в его лозунгах «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» и размышлениях о том, с какими вызовами встречается современный человек там, где его присутствие в мире наиболее ощутимо: экология, этика, информация, тело. Именно эти темы предложат для творческого осмысления участникам арт-резиденции, с этих позиции предполагается и дискуссия вокруг спектаклей-участников фестиваля. К примеру, арт-кураторы направления «этика» (Ольга Тараканова и Элина Куликова, Москва) приглашают к участию женщин-начальниц. Среди кураторов других направлений молодые новосибирские авторы Ольга Обрезанова (экология), Антон Ниязов (информация/музыка) и Андрей Короленко (тело). Подробности раскрываются на сайте фестиваля.

 

— Для нас самое главное — это изучение через «ХАОС» нашей новосибирской идентичности. Мы любим наш город, и нам кажется, что в Новосибирске есть та молодая энергия, которая может взрывно и интересно работать в творческом поле, — говорит Оксана Ефременко, арт-директор Международного фестиваля актуального театра «ХАОС». — Как и на прошлом фестивале, мы отказываемся от границы между зрительным залом и сценой, театром и городом, художником и зрителем. Мы уважаем опыт каждого и предлагаем через саму игру делиться этим опытом друг с другом.

 

Визуальная метафора второй волны «ХАОСа» — хромосомы на логотипе от петербургского дизайнера Нино Чагалидзе — служит наглядной иллюстрацией креативной силы, где из хаоса рождаются новые сценарии смыслового поля.

 

Арт-резиденция начнёт работу уже в начале лета, превью-проекты запланированы на июнь — сентябрь, финальные показы состоятся в октябре. Новшество нынешнего фестиваля — шоукейс негосударственных театров Новосибирска (18–21 октября), кто будет представлен — пока не сообщается. Сам фестиваль с участием приглашённых спектаклей состоится 22–31 октября. Финальной точкой «ХАОСа» станет исследовательская конференция «Практика кураторства в театре». Старт продаж билетов на театральную программу фестиваля ожидается уже в июне, тогда же прозвучит саундтрек «ХАОСа», написанный новосибирским композитором Антоном Ниязовым, а исполнителями в тандеме с ним выступят артисты театра «Старый дом» Александр Шарафутдинов и Наталья Серкова.


В статье упомянуты:


Люди: