Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Апреля, суббота

Петерс

подробнее>

Человек в перевернутом мире

09 марта 2012
Марина Вержбицкая Новая Сибирь, 2 марта 2012

ТЕАТР «Старый дом» готовится к работе над финальной премьерой текущего сезона. В конце июня на сцене новосибирского драматического состоится премьера мелодрамы «Жизнь артиста» по одноименной пьесе театрального критика, драматурга и редактора Валерия Семеновского. Режиссером-постановщиком спектакля выступит представительница Санкт-Петербурга — Софья Маламуд. Главные роли в спектакле исполнят приглашенные артисты — популярный актер театра и кино Алексей Девотченко (Санкт-Петербург) и актриса театра «Красный факел» Виктория Левченко (Новосибирск). 
   Сотрудничество с приглашенными артистами — регулярная и однозначно востребованная театральным Новосибирском практика. Традицию внедрения столичной звезды в «тело» спектакля открыл несколько лет назад театр «Старый дом», пригласив на роль Аркадиной в прочеховской комедии «Пять пудов любви» народную артистку России Ирину Алферову. 


   Предполагалось, что обладательница самых васильковых глаз советского экрана не только отыграет премьерные показы, но и будет регулярно выходить на сцену «Старого дома» в постпремьерных релизах спектакля. Однако завязать долгосрочные отношения с госпожой Алферовой театру так и не удалось — не позволил плотный рабочий график артистки. Затем идею озвездения готового спектакля благополучно подхватил академический «Красный факел», пригласив Александра Балуева в «Маскарад» и Семена Фурмана в «Поминальную молитву». Что же касается миграции новосибирских артистов, то можно констатировать факт: обмен местными звездами происходит намного чаще, нежели взаимодействие с представителями московско-питерского бомонда. Примы и премьеры «Глобуса», «Красного факела», ГДТ С. Афанасьева и «Первого театра» охотно принимают участие в спектаклях театров-коллег, а некоторые исполнители пользуются такой сверхпопулярностью, что озаряют своим присутствием по три-четыре театральных площадки разом. 


   Приступая к подготовке «Жизни артиста», руководство «Старого дома» решило совместить оба способа обновления театральной крови и пригласило в творческую группу спектакля как местную, так и столичную знаменитость. Распределение ролей состоялось в начале февраля при активном участии режиссера будущего спектакля и автора пьесы. По итогам отбора создатели «Жизни артиста» решили представить на суд публики две версии спектакля. В одном составе все роли будут исполнять артисты «Старого дома» — Юрий Кораблин, Светлана Марченко, Вера Сергеева и другие. В другом составе на сцену выйдут как стародомовские (Татьяна Шуликова, Василий Байтенгер, Вадим Тихоненко, Александр Сидоров, Сергей Дроздов, Виктор Пиджаков), так и приглашенные актеры — Алексей Девотченко и Виктория Левченко. Увенчанный двумя заслуженными артистами России состав будет встречаться с публикой раз в два месяца на протяжении нескольких сезонов. 


   Постановка пьесы Валерия Семеновского обещает стать всероссийской премьерой: до «Старого дома» «Жизнь артиста» не получила сценического воплощения ни на одной театральной площадке страны. В отличие от других пьес драматурга, имеющих стабильное признание на музыкальных и драматических подмостках бывшего СССР. На сегодняшний день Валерий Семеновский — один из известнейших театральных деятелей России. В разные годы выпускник факультета журналистики МГУ был главным редактором издательства «Союзтеатр», журналов «Московский наблюдатель», «Разгуляй» и «Театр». В 1985 году автор многочисленных работ о современном театре и его истории дебютировал как создатель пьес для музыкального театра, прибавив в последующие десятилетия к своему драматургическому портфолио автобиографические драмы и пьесы для драматического театра. 


   Принято считать, что у пьес Валерия Семеновского сложилась счастливая судьба: почти все они были поставлены лучшими режиссерами на лучших театральных подмостках страны и, рассчитанные на избирательного, компетентного зрителя, имели успех — вопреки всем коммерческим стереотипам. 


   Отличительной особенностью пьес Семеновского для драматического театра является использование фабулы классических произведений. В «Твари», к примеру, скрывается «Мелкий бес» Сологуба, в «Ловеласе» — «Бедные люди» Достоевского, в «Возвращении в Одессу» — «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. В «Жизни артиста», за которую берется новосибирский «Старый дом», ловко планирует сюжет повести Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» и т. д. При этом Семеновский не любит слова «инсценировщик». По признанию коллег по цеху, он скорее является «незаурядным театральным писателем и одновременно интереснейшим театральным читателем прозы», умеющим виртуозно соединять незаурядное обращение с классикой, мастерский перевод текста на театральный язык и современное прочтение великих произведений теперь уже позапрошлого столетия. 


   Убедиться или, наоборот, опровергнуть восторженные отзывы о драматургическом таланте Семеновского зрители «Старого дома» смогут 21, 22 и 23 июня. Режиссером-постановщиком мелодрамы о непростой судьбе спившегося скрипача и его приемной дочери назначена Софья Маламуд, поставившая порядка десяти спектаклей на драматических и музыкальных сценах Хабаровска, Санкт-Петербурга, Свердловска и Петрозаводска. «Жизнь артиста» станет для госпожи Маламуд третьим опытом прочтения произведений Семеновского. До «Старого дома» режиссер интерпретировала «Любовь и смерть Зинаиды Райх» и «Пышку» в Театре на Литейном. 


   К репетициям «Жизни артиста» труппа «Старого дома» приступит сразу после премьеры трилогии по мотивам Еврипида, над которой сейчас работает группа итальянских постановщиков во главе с режиссером Антонио Лателла. Приглашенная звезда Алексей Девотченко приедет в Новосибирск в середине апреля. Популярный артист театра и кино не только примет участие в репетиционной работе, но и исполнит 16 апреля на сцене театра «Старый дом» свой знаменитый моноспектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» — одну из самых любимых и востребованных постановок Санкт-Петербурга и Москвы в режиссуре Григория Козлова. 
   Главная тема моноспектакля — человек в перевернутом мире. Герой Алексея Девотченко — русский интеллигент, живущий в эпоху социальных и политических катаклизмов рубежа веков. Впрочем, слово «герой» в данном случае не вполне уместно. Это обычный человек, ищущий спасения от абсурдности жизни в себе самом, в своем маленьком, но уникальном мире. Единственным партнером артиста на протяжении всего спектакля является фортепиано, на котором Алексей Девотченко играет не как концертмейстер, а как настоящий виртуоз, возбуждая публику удивительной музыкальной импровизацией, «почти целиком подчиняя ноты звукам речи». 


В статье упомянуты: