Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Чувство Фарго
09 января 2024Наталия Дмитриева Ведомости НСО
В театре «Старый дом» поставили страшную, но смешную сказку про телевизоры, человеческую глупость и снег
Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку? В одном замороженном царстве постоянно работал телевизор и шёл снег, который не таял на лицах его жителей, ибо были у этих людей холодные сердца — как у Петерса в «Холодном сердце» Гауфа. В «Старом доме» закончили 2023 год смешной и страшненькой сказочкой в абсурдистском духе чёрной комедии, где происходят жутковатые вещи, но почему-то сильно хочется смеяться — как если бы мультфильм «Падал прошлогодний снег» снимал Тарантино. В основе спектакля «Фарго», поставленного режиссёром Евгением Маленчевым, — текст белорусского драматурга Константина Стешика, написанный по мотивам культового фильма братьев Коэнов «Фарго», где действие происходит «в каком-то заснеженном мире», одновременно похожем на Сибирь, Миннесоту и тысячу других мест, где всегда холодно.
Пространство новосибирского «Фарго» — это телевизоры и снег. Телики выстроились плотной стеной на заднем плане, дробя зрительское восприятие на сотни пикселей, где орут, визжат и бессмысленно дубасят друг друга герои диснеевских мультиков. Глупые микки-маусы задают вектор существования героям «Фарго», которые будут совершать такие же бессмысленно-остервенелые поступки — делать подлости, стрелять из пистолетов и гоняться друг за другом, чтобы вырвать у жизни мифический приз, который непременно сделает их жизнь краше. Вы когда-нибудь находили смысл в поступках Тома и Джерри? Вот и логику «фарговцев» понять невозможно, разве что просто принять её за безумную данность этого странненького мира, где с небес постоянно валится снег, а люди ходят с телевизором вместо головы.
Впрочем, у главного героя Германа (Тимофея Мамлина) есть все шансы попасть в книгу рекордов Фарго — масштаб его непроходимой тупости зашкаливает. Стародомовский «Фарго» практически дублирует свой культовый первоисточник — от перемены имён сумма сюжета не меняется. Продавец автомобилей Герман заказывает двум проходимцам похищение собственной жены, чтобы вынудить богатого тестя (Василий Байтингер) заплатить за неё выкуп. План продуман, но, как всегда, что-то идёт не так: ситуация выходит из-под контроля, детективный сюжет закручивается тугой пружиной бессмысленных трагедий, а глупый менеджер обречённо несётся по гололёду страшных событий. Следователь по особо важным делам Маргарита (Наталья Немцева) вместе со своим напарником Лёшей (Дмитрий Иванов) берётся за раскрытие цепочки преступлений, совершённых по причине невыносимой человеческой глупости.
Собственно, в плане сюжета на этом всё. Деньги превращают нас в уродцев, замораживают душу и выбрасывают жить в мир Фарго — как Кая с осколком в сердце в холодную вечность Снежной королевы. И если Кая спасла Герда, то в мире Фарго могут выжить только Маргарита, её муж Дима (Андрей Сенько) и трогательный в своей нелепости полицейский Лёша: живые, тёплые люди, для которых снег — это всего лишь природное явление, а «Фарго» — просто кино, а не состояние души.
Никакого погружения в психологические глубины в спектакле не будет, как и сумасшедших инсайтов, к которым привык зритель «Старого дома». Герои нарочито статичны, а все реплики меланхолично гаснут в безвоздушном пространстве коллективной нелюбви. «Фарго» берёт другим, и это другое совершенно иррационально — как сказки Евгения Шварца, которые одновременно вызывают жуть и любопытство. Ироничная антитеза «Снежному шоу» Полунина, где по снегу бегают зайцы, стреляют ружья, пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой. Вот только здесь зайчики говорят голосом Леонида Володарского — «кинокомпания доберман пинчер представляет», ходят в сланцах на босу ногу по снегу, носят на головах мультяшные балаклавы и вожделеют чемодан с деньгами, как в детстве подарок от Деда Мороза.
Детство, конечно, у них было тяжёлое — холодная мать как минимум. Анатолий Григорьев, исполняющий роль бандита Майкла, в очередной раз выпрыгнул из своего сценического тела: импровизация — это наше всё, а когда она застроена в канву спектакля — это уже актёрский Эверест. Тарантиновские монологи Майкла «о жизни и о себе» уводят зрителя в классический театральный капустник, когда очередное убийство воспринимается не «боже, какой ужас», а «ха-ха, вот же придурки». Да и жертвы в итоге оказываются живее всех живых: следственный эксперимент закончен, разрешите идти, Риточка Николаевна? «Да, спасибо, идите», — кивает беременная Маргарита, и «убиенные» уходят пить кофе. Режиссёр Маленчев называет Фарго лиминальным пространством, но, несмотря на концептуальную жесть (первоисточник обязывает!), этот заснеженный мир всё-таки получился жутко-уютным — c отчётливым привкусом детства, когда читаешь морозным вечером Гауфа или Шварца, но знаешь, что на кухне тебя ждёт стакан горячего какао.
Всем поклонникам «чёрной комедии», когда смех вырабатывает иммунитет от беспросветной человеческой глупости. Если у тебя есть силы посмеяться над своими страхами и внутренними тенями, то мир Фарго тебе не страшен — не замёрзнешь.
В статье упомянуты:
Люди:
спектакли: