День рождения звезды на новосибирской сцене
18 января 2011Юлия Щеткова Новая Сибирь, 06.03.2009
Актрису Ирину Алферову не знает разве что младенец, хотя популярность ее подчас складывается из парадоксальных составляющих. Красавица-жена красавца-мужа, в кино она сыграла не так уж много ролей. Навскидку вспомнишь разве что три — Даша в «Хождении по мукам», Констанция Бонасье в «Трех мушкетерах», да Катя в володинском «С любимыми не расставайтесь». В театре ей вообще долгое время пришлось довольствоваться второстепенными ролями. Режиссеры ее не жаловали, критики относились с прохладцей и равнодушием, журналисты интервьюировали прежде всего как красивую женщину, а потом уже как актрису. Однако необыкновенно женственному образу Алферовой все это шло на пользу. Скептики до сих пор пожимают плечами, а народ любит, хоть ты тресни. На волне этой всенародной любви, очередной всплеск которой случился на фестивале семейного кино «В кругу семьи», и родилась идея пригласить Ирину Ивановну в новосибирский «Старый дом». Поступи это предложение не из того города, где она родилась и выросла, уверяет Алферова, она бы отказалась. Да и репутация у местных театров хорошая. Она еще по юности помнит «Красный факел», облдраму и ТЮЗ, куда она в свое время «бегала на спектакли» (начинала же в любительском театре в Академгородке).
В практику новосибирских театров давно и прочно вошло приглашение столичных режиссеров. Известных столичных актеров на местные постановки не зовут — не принято (известными именами на афише щеголяет разве что театр оперы и балета, но у этих взаимодействий своя история). Именно поэтому приглашение Ирины Алферовой в «Старый дом» — не просто удачный ход, благодаря которому театр обеспечивает себе аншлаги и прочную зависть коллег. Союз «Старого дома» и Алферовой, каким бы ни был результат, — свидетельство того, что театр таки встал на ноги и перешел на новый творческий уровень. Впрочем, ангажировали знаменитую Констанцию Бонасье отнюдь не на проходной спектакль. Претендующий на участие в грантовой программе Евросоюза «Культура 2007-2013» проект, в котором она сыграет одну из главных ролей, по размаху во многом превосходит те постановки, в которых Ирина Алферова задействована в Москве.
«Пять пудов любви» — вторая часть международного проекта, участие в котором принимают четыре драматических театра — Государственный драматический театр Орадеи (Румыния), НГДТ «Старый дом» (Россия), драматический театр Racho Stoyanov (Габрово, Болгария) и драматический театр Powszechny (Радом, Польша). Идея проекта заключается в том, что известный литовский режиссер, главреж «Старого дома» Линас Зайкаускас, и главный художник театра Маргарита Мисюкова поставят на площадках театров-участников проекта несколько спектаклей по пьесе А. П. Чехова «Чайка» в одних и тех же мизансценах, сценографии и музыкальном оформлении.
«Это, конечно, не так просто — выстроить все спектакли в приблизительно одинаковых мизансценах, — говорит режиссер проекта. — Все-таки разные сцены, разные театры, разные труппы, разные актеры. Но мы постараемся выполнить задуманное, максимально приблизить версии друг к другу».
После того как все четыре «Чайки» Линаса Зайкаускаса будут представлены публике, режиссер отберет лучших исполнителей и создаст еще один, пятый спектакль, который будет играться на одной из европейских театральных площадок интернациональным составом на четырех языках. Заключительная премьера должна состояться к 1 мая 2010 года, что четко прописано в контракте.
Премьера румынской версии проекта состоялась в январе этого года. Новосибирская «Чайка», переименованная в такт остроумной чеховской реплики в «Пять пудов любви», будет представлена в пятницу, 13 марта, — в день рождения Ирины Алферовой. По словам актрисы, это совмещение дат — не специальный расчет, а всего лишь случайное совпадение: «Так сложились обстоятельства. Я не люблю отмечать праздники, тем более день рождения, а подарки получать люблю. Думаю, эта премьера и станет для меня именинным подарком».
Вообще, в «Пяти пудах любви» довольно много подобных стечений обстоятельств. Взять хотя бы роль Аркадиной, которую репетирует на сцене «Старого дома» Ирина Алферова. С выписанной Чеховым актрисой у приглашенной артистки особые отношения. Со своей абсолютной нелюбовью к отрицательным ролям Алферова берется за Аркадину в четвертый раз, хотя уже на третий раз признавалась, что ей эта роль уже неинтересна, потому как «новое качество уже не откроешь».
Аркадину в не слишком востребованной в московском театральном пространстве актрисе Алферовой открыл главный режиссер театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. Как замечают столичные культурные обозреватели, приглашая Ирину Ивановну к себе в спектакль, он представить себе не мог, какого «джинна» запускает в свои стены, и якобы потом неоднократно повторял, будто Алферова — это «тайфун» и какое-то бесконечное «бешенство риска». По мнению Райхельгауза, она оказалась эмоционально подвижной, азартной, смешливой и выносливой актрисой и смогла полноценно воплотить три не похожих ни по характеру, ни внешне Аркадиных.
Первая Аркадина в спектакле по оригинальной чеховской «Чайке» вышла статной, насмешливой и при этом совершенно одинокой страдающей женщиной. Вторая в акунинской пародии на чеховскую «Чайку» получилась женщиной-вамп, кривлякой с чувственными губами и изломанной пластикой. Третья в оперетте Журбина обернулась провинциальной премьершей, веселой хулиганкой, лихо отплясывающей канкан и не менее лихо дающей петуха.
Какой будет Аркадина в спектакле Линаса Зайкаускаса, новосибирский зритель увидит буквально на следующей неделе. Однако актриса уверяет, что это будет абсолютно новый образ. «Мне интересны этот режиссер и эта режиссура. Я впервые сталкиваюсь с таким необычным разбором пьесы, когда режиссер раскрывает каждое обстоятельство и каждую роль в мельчайших подробностях. Линас Зайкаускас вытаскивает из меня то, о существовании чего я в себе не подозревала и сама бы никогда не вытащила».
Сам же чудотворящий режиссер формулирует концепцию интернациональной «Чайки» следующим образом: «Когда тебе предстоит поставить подряд сразу четыре «Чайки», начинаешь волей-неволей задумываться, что ты хочешь сказать, а главное, что хотел сказать сам автор. Работая над Чеховым, я, кажется, наконец-то понял, почему драматург назвал свои пьесы — «Чайку» и «Вишневый сад» — комедиями. Мы воспринимаем комедию как шутку, водевиль и забываем, что есть еще другая комедия — черная. И, скорее всего, эти пьесы Чехов писал именно так. Он где-то немножко издевался над своими персонажами. У него все персонажи сплошь несчастны, потому что все хотят большего, чем реально могут достичь. У всех слишком преувеличенные амбиции и слишком скромные данные для их реализации. И, конечно, в пьесе очень много несчастной любви — целых пять пудов. Я люблю вас, вы — его, он — еще кого-то, а друг друга никто не любит. Столько любовей, и все безответные! Думаю, у нас получится страстный и ритмичный спектакль без долгих пауз и наносного пафоса. Спектакль, сыгранный на пределе возможностей. У Чехова все наэлектризовано. И страсти кипят даже круче, чем шекспировские. Очень жесткая «Чайка». Хотя я прекрасно понимаю, что ставить так Чехова в наше время сродни попытке чеховского персонажа написать роман о мировой душе».
В статье упомянуты:
спектакли: