Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

19 Апреля, пятница

Дачники

подробнее>

Экспериментальный раздел афиши

29 марта 2016
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь
В КОНЦЕ апреля на сцене театра «Старый дом» состоится премьера спектакля «Снегурочка» по мотивам одноименной пьесы Александра Островского. На этом тривиальные ходы этой постановки заканчиваются. Сказка о неведомом царстве берендеев, где наряду с настоящими людьми действуют мифологические существа, войдет во взрослую афишу под жанровым заголовком «фантастическая опера» и порадует театралов встречей с необычной творческой командой. Владеющий методом театральной импровизации режиссер Галина Пьянова осуществит попытку прочтения пьесы в «современной концентрации». Композитор Александр Маноцков специально для спектакля создаст оригинальную партитуру, соединяющую ряд самостоятельных хоров-«действ» в общем разноголосом событии. Художник Антон Болкунов сотворит фантасмагорическое пространство, а хореограф Олег Жуковский найдет пластическое решение, благодаря которому сквозь волшебство проступят живые человеческие характеры. 
   Жанр пьесы «Снегурочка» вызывал споры буквально с момента публикации произведения. Одни исследователи называли «Снегурочку» феерией, другие — пьесой-«маской», третьи — трагедией, утопией, философско-символической драмой, театральной и мифолого-символической сказкой. Сам Островский настаивал на «весенней сказке», планируя давать спектакль по недооцененной критиками пьесе в дни праздничных гуляний для демократичной публики. А режиссер спектакля «Снегурочка» Галина Пьянова остановила свой выбор на фантастической опере: «Островский пишет сказку и смягчает близкий к греческим трагедиям мифологический сюжет. Мы обостряем сюжет и прочитываем пьесу в логике фантастики, потому что современному зрителю этот жанр более понятен. На фантастическую историю накладывается авангардная опера, отличающаяся необычной звуковой партитурой». 
   Работа над музыкальной партитурой «Снегурочки» создается в режиме workshop. «Через пьесу Островского мы с актерской группой спектакля выявили событийно-смысловую символическую структуру истории и создали музыкальные события, которые предшествуют событиям фабулы. Поработав с протоструктурой, мы сделали часовое произведение, в котором нет ни единого слова, музыкальное произведение, состоящее из восьми частей с увертюрой, которое ребята исполняют целиком — и делают это идеально, — рассказывает музыкальный руководитель спектакля композитор Александр Маноцков в интервью журналу «Около». — Музыкальная структура обладает колоссальной прочностью: туда можно засунуть хоть текст, хоть видео, хоть что. Я буду очень доволен, если прочность нашей структуры будет теперь искушаться и напрягаться, и раскачиваться изнутри обстоятельствами драматического театра. В моем представлении, это произведение должно быть населено пьесой, а не наоборот. Текстом Островского лично я не дорожу как текстом совершенно. Насколько этим текстом как литературным явлением дорожит режиссер, будет ясно дальше. Но, по моим ощущениям, ни у кого нет желания сделать «спектакль-по-Снегурочке-Островского». Мы делаем не жанровый спектакль, в подготовке которого нужно заранее просчитывать, сколько залов будет продано на гастролях и в каких городах, и сколько стоят фуры, в которые грузятся декорации. Ценность этой работы заключается в приключении — и для зрителей, и для нас самих». 
   По замыслу создателей, спектакль «Снегурочка» войдет в экспериментальный раздел афиши. Подробности написанной Островским истории будут переданы в сжатой, концентрированной форме средствами визуального театра. Четыре авторских действия уместятся в одном акте (продолжительность 1 час 20 минут) сценической интерпретации. Право вербального общения получат только два персонажа — Снегурочка и царь Берендей. Голосами других персонажей выступят различные инструменты. «Музыкой для нас является все, — поясняет режиссер спектакля Галина Пьянова. — Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз... Скорее всего, зрители их даже не узнают. Оркестрантами выступят сами артисты, но танцев под музыку в привычном понимании здесь не будет. Музыка станет стержнем, хребтом спектакля, таким же равноправным элементом, как сценография, актерское исполнение и световая партитура». 
   Пластический рисунок спектакля «Снегурочка» создаст руководитель театра La Pushkin, хореограф Олег Жуковский. «Визуально история будет понятна зрителю, то есть на сцене будет видно, кто есть кто и что с кем происходит, — рассказывает режиссер Галина Пьянова. — По сюжету в спектакле будет происходить то же, что и в пьесе Островского, но решено все будет по законам пластической клоунады. Ироническая клоунада Олега Жуковского будет нам в помощь. Чувство иронии для этого спектакля имеет большое значение, поскольку нам не хочется заигрываться в элитарную историю, а хочется совместить маргинальное с элитарным». 
   В «Снегурочке» занято все младшее поколение труппы «Старого дома». Роль Царя Берендея исполнит Анатолий Григорьев. Отнюдь не сладким Лелем выступит Тимофей Мамлин, а вот за ледяное сердце Снегурочки — Натальи Авдеевой — придется бороться Николаю Симонову в роли Мизгиря. Перед артистами поставлена интересная, но непростая задача: им предстоит воплотить 15 персонажей, 13 из которых лишены слов, исполнить роль хора, точнее оркестра, и вывести свою солирующую историю. Сойдутся лед и пламень точно 28 апреля. 

В статье упомянуты:


спектакли: