«Анна Каренина» «Старого дома» претендует на «Золотую маску»
18 april 2023Анжелика Лукина Культурная карта
22 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в Москве будут объявлены имена лауреатов престижной театральной премии «Золотая маска 2023». Всего три новосибирских театра в этом году попали в список номинантов. Среди них «Красный факел» с «Дикой уткой», Музыкальный театр с «Великим Гэтсби» и «Старый дом» с «Анной Карениной».
Прислушиваюсь к впечатлениям зрителей, выходящих из зала, и артисты иногда обижаются, когда я транслирую подслушанные мнения в своём тексте. Скажу, что была готова к нестандартному подходу к известной толстовской истории, что будоражит творческие умы вот уже второе столетие! Видела разную Каренину и каждый раз понятно, почему лучше поезд, чем дальше идти по пути, который невыносим. И каждый раз трудно простить такой конец, ведь испытание от «бородатого мужика с огненным кинжалом» нужно пройти, а не сбежать.
Текст без изменений? Об этом нас предупредили. Но речь больше шла о смыслах, хотя и они были в современной интерпретации — с онлайн-чатами, стримами, лайками, звонками и ненормативно-противной лексикой. Некоторые зрители уходили в процессе, другие аплодировали стоя на поклонах, третьи восторженно поднимали брови и задумчиво быстро выходили из театра на воздух, чтобы вдохнуть глоток свежего и говорить-говорить-говорить. Такие вот разные реакции на постановку Андрея Прикотенко «Анна Каренина», что номинирована на «Золотую маску» в номинации «Драма. Спектакль малой формы».
Анатолий Григорьев в роли Каренина претендует в этом году на премию за лучшую «Мужскую роль», Альбина Лозовая в роли Анны — за лучшую «Женскую роль» и Юрий Кораблин — за лучшую «Мужскую роль второго плана». Персонажа Юрия вы не найдёте в оригинальном тексте. Это телеведущий, похожий на одного из... Впрочем, все совпадения случайны. Об этом нас тоже предупредили.
Мне понравился спектакль с момента вхождения в зал. Чтобы не было чёткого разделения на зал и сцену и чтобы зрители находились там же, где и герои спектакля, здесь снова всё перестроили. Сцена вытянулась вдоль стены, на которой крупными буквами написано имя главной героини.
Создатели хотели отойти от театральной условности и, не меняя обстоятельств, всё-таки изменили язык Толстого и поместили нас в привычную среду онлайн-общения, где персонажи говорят друг с другом голосовыми сообщениями, СМСками, телефонными звонками на громкую.
Режиссёр уверен, что надо менять язык и менять обстоятельства, чтобы СЕГОДНЯ почувствовать в этом романе историю: «В процессе мы вносили тревожащие нас мысли, ситуации, даже каким-то образом корректировали сюжет. Наш спектакль — попытка изучить природу насилия, природу жестокости и любви для того, чтобы, как бы высокопарно это не звучало, стать лучше. Здесь мы совпадаем с Львом Николаевичем».
Нежный голос героини, почти полушепот почти не меняет своей коннотации от первого выхода до финального монолога. Такое принятие исхода, без сопротивления, истерик... И как идёт к образу причёска! Видела фотографии с других показов и в программке. Там другая Анна, совсем девочка, на сцене же — женщина, из-за которой теряют голову мужчины. Поэтому — очень идёт именно эта причёска. Красивые локоны. Сначала портретная, чистая семейность. Потом взлохмаченные волосы с запекшейся кровью, за которыми глаза загнанного в угол зверька.
Ещё эта лёгкая музыка рингтонов от композитора Николая Попова... она будто усыпляет бдительность и мораль современного общества, превращая его в монстра с бревном в глазу, осуждающего всё и вся по взмаху первого хэйтерского комментария.
Видела разную Анну в разных театрах. Эту не забуду. Точно.
фото Виктора Дмитриева
The article mentions:
perfomances: