Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

«Анна Каренина» «Старого дома» претендует на «Золотую маску»

18 апреля 2023
Анжелика Лукина Культурная карта

22 апреля на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в Москве будут объявлены имена лауреатов престижной театральной премии «Золотая маска 2023». Всего три новосибирских театра в этом году попали в список номинантов. Среди них «Красный факел» с «Дикой уткой», Музыкальный театр с «Великим Гэтсби» и «Старый дом» с «Анной Карениной».

 
 
Фото Виктора Дмитриева

Прислушиваюсь к впечатлениям зрителей, выходящих из зала, и артисты иногда обижаются, когда я транслирую подслушанные мнения в своём тексте. Скажу, что была готова к нестандартному подходу к известной толстовской истории, что будоражит творческие умы вот уже второе столетие! Видела разную Каренину и каждый раз понятно, почему лучше поезд, чем дальше идти по пути, который невыносим. И каждый раз трудно простить такой конец, ведь испытание от «бородатого мужика с огненным кинжалом» нужно пройти, а не сбежать.

 
 
Фото Виктора Дмитриева

Текст без изменений? Об этом нас предупредили. Но речь больше шла о смыслах, хотя и они были в современной интерпретации — с онлайн-чатами, стримами, лайками, звонками и ненормативно-противной лексикой. Некоторые зрители уходили в процессе, другие аплодировали стоя на поклонах, третьи восторженно поднимали брови и задумчиво быстро выходили из театра на воздух, чтобы вдохнуть глоток свежего и говорить-говорить-говорить. Такие вот разные реакции на постановку Андрея Прикотенко «Анна Каренина», что номинирована на «Золотую маску» в номинации «Драма. Спектакль малой формы».

 
 
Фото Виктора Дмитриева

Анатолий Григорьев в роли Каренина претендует в этом году на премию за лучшую «Мужскую роль», Альбина Лозовая в роли Анны — за лучшую «Женскую роль» и Юрий Кораблин — за лучшую «Мужскую роль второго плана». Персонажа Юрия вы не найдёте в оригинальном тексте. Это телеведущий, похожий на одного из... Впрочем, все совпадения случайны. Об этом нас тоже предупредили.

 

Мне понравился спектакль с момента вхождения в зал. Чтобы не было чёткого разделения на зал и сцену и чтобы зрители находились там же, где и герои спектакля, здесь снова всё перестроили. Сцена вытянулась вдоль стены, на которой крупными буквами написано имя главной героини.

 
 
Фото Виктора Дмитриева
 

Создатели хотели отойти от театральной условности и, не меняя обстоятельств, всё-таки изменили язык Толстого и поместили нас в привычную среду онлайн-общения, где персонажи говорят друг с другом голосовыми сообщениями, СМСками, телефонными звонками на громкую.

 

Режиссёр уверен, что надо менять язык и менять обстоятельства, чтобы СЕГОДНЯ почувствовать в этом романе историю: «В процессе мы вносили тревожащие нас мысли, ситуации, даже каким-то образом корректировали сюжет. Наш спектакль — попытка изучить природу насилия, природу жестокости и любви для того, чтобы, как бы высокопарно это не звучало, стать лучше. Здесь мы совпадаем с Львом Николаевичем».

 
 
Фото Виктора Дмитриева

Нежный голос героини, почти полушепот почти не меняет своей коннотации от первого выхода до финального монолога. Такое принятие исхода, без сопротивления, истерик... И как идёт к образу причёска! Видела фотографии с других показов и в программке. Там другая Анна, совсем девочка, на сцене же — женщина, из-за которой теряют голову мужчины. Поэтому — очень идёт именно эта причёска. Красивые локоны. Сначала портретная, чистая семейность. Потом взлохмаченные волосы с запекшейся кровью, за которыми глаза загнанного в угол зверька.

 

Ещё эта лёгкая музыка рингтонов от композитора Николая Попова... она будто усыпляет бдительность и мораль современного общества, превращая его в монстра с бревном в глазу, осуждающего всё и вся по взмаху первого хэйтерского комментария.

 

Видела разную Анну в разных театрах. Эту не забуду. Точно.

 

 фото Виктора Дмитриева


В статье упомянуты:


спектакли: