Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Фабрика нарративного театра выпускает финальную партию пьес

04 february 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

Читка пьесы Алексея Понедельченко "От отбоя до подъема"

 

Фабрика нарративного театра «Дисциплина» стартовала год назад: 21 января «Старый дом» объявил конкурс авторов для своего нового проекта. Победителям предстояло писать пьесы под руководством наставника и по стандартам популярных западных сериалов. По замыслу кураторов, — драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова, — лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома», а в перспективе и на другие театральные площадки страны.

 

Главная задача, которую ставила перед собой команда «Дисциплины», — создавать спектакли для зрителей, которых российский театр до сих пор игнорировал. Это молодые образованные люди со взыскательным вкусом, открытые современному миру, но безразличные к авангардным поискам режиссеров и художников. Их любимый контент — западные драматические сериалы: «Чернобыль», «Фарго», «Лучше звоните Солу». Чтобы до них достучаться, справедливо решили кураторы, нужна захватывающая история с яркими героями, причем она должна разворачиваться в знакомой зрителю обстановке и рассказываться на предельно понятном, не требующим экскурса в историю искусства языке. Современных пьес на русском языке, отвечающих такой задаче, очень мало, поэтому первым этапом «Дисциплины» стала продолжительная работа с драматургами.

 

Читка пьесы Наизнанку драматурга Карины Бесолти

 

«Для пространства российского театра практика по созданию текстов под кураторством тьютора — это новый формат работы, — поясняет возникновение замысла новосибирский театральный критик и продюсер к Оксана Ефременко. — У нас в стране более распространены драматургические конкурсы, в рамках которых обратной связью для автора является попадание в шорт-лист, читка и последующее обсуждение пьесы. Проект «Дисциплина» идет обратным путем. Мы собираем людей, которые хотят писать пьесы. Профессионалы или новички — значения не имеет. Именно выбранные нами десять человек попытаются вернуть в тексты классическое понятие конфликта и нарратива, попробуют найти героя, который может быть интересен зрителям сегодня, выписать цельный характер, современный типаж, который станет основой пьесы. Мы бросаем себе вызов и задаем вопрос: может ли сегодня реалистический театр бороться за интерес зрительской аудитории наравне с сериалами Netflix и HBO? Возможно ли сделать подобный продукт для театральной сцены? Еще один важный момент заключается в том, что набранная для участия в проекте «Дисциплина» группа авторов, будет работать для конкретного театра и ориентироваться во многом на актерские возможности «Старого дома». Это тоже новое для нашего театра направление. Мы всегда параллельно разрабатываем несколько ниш для реализации идей, пробуем недавно появившиеся формы и жанры. В репертуаре «Старого дома» уже есть спектакли site-specific, документальные работы, реновации классических текстов, физический театр, постдраматические практики. Теперь мы хотим создать раздел, связанный с современной нарративной драматургией – умной, популярной, захватывающей и талантливой. Очень хочется, чтобы в результате работы проекта появились пьесы, которые не только пройдут стадию читок, но и войдут в состав основного репертуара нашего театра».

 

Читка пьесы Петра Маняхина Гоша

 

Во время отборочного этапа кураторы рассмотрели 423 заявки из 40 городов 12 стран мира и выбрали 11 драматургов — как опытных, так и начинающих. Авторы все лето занимались драматургией с Александром Молчановым и к осени закончили свои тексты. Следующим шагом «Дисциплины» стали публичные читки. Первые четыре текста, созданные в рамках проекта авторами из Новосибирска, Москвы и Владикавказа, прозвучали в пространстве театра «Старый дом» в декабре. «Когда я отправлял заявку в “Дисциплину”, я, честно говоря, не верил, что меня туда возьмут. Я ведь никогда раньше не писал пьес. И уж тем более я не мог себе представить и десятой части событий, к которым все это приведет! —  рассказывает участник фабрики нарративного театра, новосибирский прозаик и драматург Алексей Понедельченко. — Когда ты в зрительном зале смотришь и слушаешь свое произведение, то внутри, в твоем сознании происходит что-то невероятное. Это не просто быть зрителем и проживать спектакль вместе с актерами. Когда ты автор — это эмоции в третьей степени, в кубе. Я от всего сердца желаю пережить это каждому пишущему человеку».

 

В январе зрителей ждет еще семь текстов, написанные драматургами из Берлина, Минска, Баку, Ярославля, Казани и Москвы, а также традиционные сопутствующие события — презентация книги и лекции.

 

Продолжение статьи по ссылке: https://newsib.net/kultura/fabrika-narrativnogo-teatra-vypuskaet-finalnuyu-partiyu-pes.html 

Фото: Виктор Дмитриев


The article mentions: