Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Фабрика нарративного театра выпускает финальную партию пьес
04 февраля 2021Марина Вержбицкая Новая Сибирь
Фабрика нарративного театра «Дисциплина» стартовала год назад: 21 января «Старый дом» объявил конкурс авторов для своего нового проекта. Победителям предстояло писать пьесы под руководством наставника и по стандартам популярных западных сериалов. По замыслу кураторов, — драматурга Александра Молчанова, режиссера Андрея Прикотенко, критиков Оксаны Ефременко и Антона Хитрова, — лучшие тексты должны попасть на сцену «Старого дома», а в перспективе и на другие театральные площадки страны.
Главная задача, которую ставила перед собой команда «Дисциплины», — создавать спектакли для зрителей, которых российский театр до сих пор игнорировал. Это молодые образованные люди со взыскательным вкусом, открытые современному миру, но безразличные к авангардным поискам режиссеров и художников. Их любимый контент — западные драматические сериалы: «Чернобыль», «Фарго», «Лучше звоните Солу». Чтобы до них достучаться, справедливо решили кураторы, нужна захватывающая история с яркими героями, причем она должна разворачиваться в знакомой зрителю обстановке и рассказываться на предельно понятном, не требующим экскурса в историю искусства языке. Современных пьес на русском языке, отвечающих такой задаче, очень мало, поэтому первым этапом «Дисциплины» стала продолжительная работа с драматургами.
«Для пространства российского театра практика по созданию текстов под кураторством тьютора — это новый формат работы, — поясняет возникновение замысла новосибирский театральный критик и продюсер к Оксана Ефременко. — У нас в стране более распространены драматургические конкурсы, в рамках которых обратной связью для автора является попадание в шорт-лист, читка и последующее обсуждение пьесы. Проект «Дисциплина» идет обратным путем. Мы собираем людей, которые хотят писать пьесы. Профессионалы или новички — значения не имеет. Именно выбранные нами десять человек попытаются вернуть в тексты классическое понятие конфликта и нарратива, попробуют найти героя, который может быть интересен зрителям сегодня, выписать цельный характер, современный типаж, который станет основой пьесы. Мы бросаем себе вызов и задаем вопрос: может ли сегодня реалистический театр бороться за интерес зрительской аудитории наравне с сериалами Netflix и HBO? Возможно ли сделать подобный продукт для театральной сцены? Еще один важный момент заключается в том, что набранная для участия в проекте «Дисциплина» группа авторов, будет работать для конкретного театра и ориентироваться во многом на актерские возможности «Старого дома». Это тоже новое для нашего театра направление. Мы всегда параллельно разрабатываем несколько ниш для реализации идей, пробуем недавно появившиеся формы и жанры. В репертуаре «Старого дома» уже есть спектакли site-specific, документальные работы, реновации классических текстов, физический театр, постдраматические практики. Теперь мы хотим создать раздел, связанный с современной нарративной драматургией – умной, популярной, захватывающей и талантливой. Очень хочется, чтобы в результате работы проекта появились пьесы, которые не только пройдут стадию читок, но и войдут в состав основного репертуара нашего театра».
Во время отборочного этапа кураторы рассмотрели 423 заявки из 40 городов 12 стран мира и выбрали 11 драматургов — как опытных, так и начинающих. Авторы все лето занимались драматургией с Александром Молчановым и к осени закончили свои тексты. Следующим шагом «Дисциплины» стали публичные читки. Первые четыре текста, созданные в рамках проекта авторами из Новосибирска, Москвы и Владикавказа, прозвучали в пространстве театра «Старый дом» в декабре. «Когда я отправлял заявку в “Дисциплину”, я, честно говоря, не верил, что меня туда возьмут. Я ведь никогда раньше не писал пьес. И уж тем более я не мог себе представить и десятой части событий, к которым все это приведет! — рассказывает участник фабрики нарративного театра, новосибирский прозаик и драматург Алексей Понедельченко. — Когда ты в зрительном зале смотришь и слушаешь свое произведение, то внутри, в твоем сознании происходит что-то невероятное. Это не просто быть зрителем и проживать спектакль вместе с актерами. Когда ты автор — это эмоции в третьей степени, в кубе. Я от всего сердца желаю пережить это каждому пишущему человеку».
В январе зрителей ждет еще семь текстов, написанные драматургами из Берлина, Минска, Баку, Ярославля, Казани и Москвы, а также традиционные сопутствующие события — презентация книги и лекции.
Продолжение статьи по ссылке: https://newsib.net/kultura/fabrika-narrativnogo-teatra-vypuskaet-finalnuyu-partiyu-pes.html
Фото: Виктор Дмитриев