Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Гольдони победил Гоцци

17 january 2011
Сергей Самойленко Континент Сибирь, март, 2008

«Трактирщицу» поставил режиссер Александр Нордштрем, ученик Георгия Товстоногова, уже долгие годы живущий и работающий в Швеции. В Новосибирске он ставил несколько спектаклей, последней его работой в «Старом доме» лет пять назад был «Дом Бернарды Альбы» Лорки — суровая черно-белая драма о женском мире, в котором нет места мужчинам. «Трактирщица», вышедшая на сцену незадолго до праздника 8 Марта, в какой-то мере продолжает гендерную тематику, только в этом спектакле война полов вовсе не сурова.

«Трактирщицу», похоже, к постановке выбрал сам театр, решив таким образом закрутить интригу, продолжив и сегодня длившееся при жизни итальянских драматургов Гольдони и Гоцци соперничество, похожее на войну. Гоцци, напомним, явился на сцене «Старого дома» пару месяцев назад: полный сюжетных чудесностей и нелепостей «Ворон» в постановке грузинского режиссера Андро Енукидзе оказался созданием вымученным и тусклым. Режиссер, взявшийся не за самую известную пьесу драматурга, не смог извлечь из нее внятного смысла и не сумел «зажечь» актеров. Зато Александру Нордштрему это удалось.

Историю, представленную в «Трактирщице», наверняка напоминать не надо: все, без сомнения, помнят, как прекрасная владелица небольшого отеля Мирандолина кружила головы трем своим постояльцам и что из этого вышло. Эта пьеса самая известная из обширного наследия Гольдони, ставят ее часто: нет в России такого театра, где бы ни шла эта комедия, на которую публика всегда валом валит. В роли Мирандолины блистали звезды и мировой, и отечественной сцены — мы помним и Веру Марецкую, и Наталью Гундареву. В этом смысле исполнительницу главной роли всегда есть с кем сравнивать. И если есть в театре достойная актриса на роль Мирандолины — успех у широкой публики гарантирован. Чаще всего так и бывает: режиссеры не морочат голову поиском глубины и ставят пьесу просто как комедию положений. И все счастливы.

Но успех этой образцовой комедии у более привередливого и искушенного зрителя все же зависит от того, что сумеет разглядеть в хрестоматийной истории постановщик и как свяжет это с сегодняшним днем. Александр Нордштрем увидел в «Трактирщице» очень современные смыслы. В его варианте получилась история о бойкой частной предпринимательнице, ведущей в одиночку свой небольшой гостиничный бизнес и для его процветания использующей все свои чары. В историю вплетены и другие современные «ниточки», например, сила и бессилие денег, чинов и статуса. Получилось вполне актуально. Плюс очень современные, узнаваемые интонации персонажей. Удачно найденный баланс между вполне традиционной театральностью и днем сегодняшним — тоже достоинство постановки. Но главное — режиссер смог создать актерам комфортные условия существования, и они заиграли свободно, с удовольствием, с драйвом, заражая этой радостью игры зал.

Диана Корсс очень точно играет Мирандолину: ее героиня обладает темпераментом и напористостью, она расчетлива и сметлива, кружа головы постояльцам, — лишь бы все шло на пользу делу. Можно догадаться, как эта энергичная дама добивалась своего в бизнесе — через торговлю на рынке, допустим, а то и через челночные рейсы за товаром в Китай. Эта сторона характера сыграна более чем убедительно. Но вот что касается лирики, здесь уже сложнее.

Из трех ухажеров прекрасной трактирщицы слабым звеном оказался Сергей Безродных, хотя его-то герой — женоненавистник, влюбляющийся в ленд-леди, — должен бы, по идее, быть центральным персонажем. Но у артиста хотя и есть совершенно «ударные» сцены, в большей части пока находятся лишь очень приблизительные краски для изображения своего кавалера. Так, не вполне убедительны и причины его мизогинии, и резкая смена ориентиров.

Зато, что называется, в полный рост отыгрывают своих персонажей Владимир Казанцев и Андрей Бутрин — этот карнавальный дуэт толстого и тонкого затмевает главных героев. Казанцев играет чуть-чуть «распальцованного» (уже успевшего цивилизоваться) успешного бизнесмена, Бутрин — скорее высокодуховного представителя некоммерческой богемы. У одного — простота и народные интонации, у другого — воспитанность, переходящая в манерность. Право, один другого стоит, и смотреть «Трактирщицу» можно уже только ради этого тандема. Удивительно, до чего эти же актеры были аморфны и скучны в «Вороне» и насколько раскованы и способны к импровизациям в «Трактирщице».

Стоит отметить и юный девичий дуэт — Анастасию Панину и Наталью Немцеву, сыгравших, согласно современной классификации женских типов, двух «нимф». Причем Панина — настоящая блондинка во всех смыслах этого слова.

В спектакле, конечно, далеко не все идеально, что-то приблизительно, что-то сыро. Например, никак не решено финальное замужество Мирандолины: с чего бы вдруг этой деловой даме, доказывающей свою самостоятельность в бизнесе, вдруг соединять судьбу со своим слугой Фабрицио (Сергей Басс)? Простоватая сценография спектакля в буквальном смысле «хромает»: двери раскрываются сами собой, все как-то косовато… Конечно, бюджет аховый, но сделайте хотя бы аккуратно.

И все же спектакль — несомненная удача театра. Гольдони за явным перевесом можно присуждать победу. Неплохо придуманная и крепко сделанная комедия в любом случае предпочтительнее туманного нечто, особенно когда в спектакле есть где артистам поиграть вволю.

Парад иностранцев в театре продолжит еще один грузинский режиссер — Автандил Варсимашвили, только что выпустивший «Хануму» на сцене театра музыкальной комедии. В «Старом доме» он ставит «жестокую парижскую драму» «Тереза Ракен» по Эмилю Золя.


The article mentions:


perfomances: