Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

21 Ноября, четверг

Двойная игра

подробнее>

Гольдони победил Гоцци

17 января 2011
Сергей Самойленко Континент Сибирь, март, 2008

«Трактирщицу» поставил режиссер Александр Нордштрем, ученик Георгия Товстоногова, уже долгие годы живущий и работающий в Швеции. В Новосибирске он ставил несколько спектаклей, последней его работой в «Старом доме» лет пять назад был «Дом Бернарды Альбы» Лорки — суровая черно-белая драма о женском мире, в котором нет места мужчинам. «Трактирщица», вышедшая на сцену незадолго до праздника 8 Марта, в какой-то мере продолжает гендерную тематику, только в этом спектакле война полов вовсе не сурова.

«Трактирщицу», похоже, к постановке выбрал сам театр, решив таким образом закрутить интригу, продолжив и сегодня длившееся при жизни итальянских драматургов Гольдони и Гоцци соперничество, похожее на войну. Гоцци, напомним, явился на сцене «Старого дома» пару месяцев назад: полный сюжетных чудесностей и нелепостей «Ворон» в постановке грузинского режиссера Андро Енукидзе оказался созданием вымученным и тусклым. Режиссер, взявшийся не за самую известную пьесу драматурга, не смог извлечь из нее внятного смысла и не сумел «зажечь» актеров. Зато Александру Нордштрему это удалось.

Историю, представленную в «Трактирщице», наверняка напоминать не надо: все, без сомнения, помнят, как прекрасная владелица небольшого отеля Мирандолина кружила головы трем своим постояльцам и что из этого вышло. Эта пьеса самая известная из обширного наследия Гольдони, ставят ее часто: нет в России такого театра, где бы ни шла эта комедия, на которую публика всегда валом валит. В роли Мирандолины блистали звезды и мировой, и отечественной сцены — мы помним и Веру Марецкую, и Наталью Гундареву. В этом смысле исполнительницу главной роли всегда есть с кем сравнивать. И если есть в театре достойная актриса на роль Мирандолины — успех у широкой публики гарантирован. Чаще всего так и бывает: режиссеры не морочат голову поиском глубины и ставят пьесу просто как комедию положений. И все счастливы.

Но успех этой образцовой комедии у более привередливого и искушенного зрителя все же зависит от того, что сумеет разглядеть в хрестоматийной истории постановщик и как свяжет это с сегодняшним днем. Александр Нордштрем увидел в «Трактирщице» очень современные смыслы. В его варианте получилась история о бойкой частной предпринимательнице, ведущей в одиночку свой небольшой гостиничный бизнес и для его процветания использующей все свои чары. В историю вплетены и другие современные «ниточки», например, сила и бессилие денег, чинов и статуса. Получилось вполне актуально. Плюс очень современные, узнаваемые интонации персонажей. Удачно найденный баланс между вполне традиционной театральностью и днем сегодняшним — тоже достоинство постановки. Но главное — режиссер смог создать актерам комфортные условия существования, и они заиграли свободно, с удовольствием, с драйвом, заражая этой радостью игры зал.

Диана Корсс очень точно играет Мирандолину: ее героиня обладает темпераментом и напористостью, она расчетлива и сметлива, кружа головы постояльцам, — лишь бы все шло на пользу делу. Можно догадаться, как эта энергичная дама добивалась своего в бизнесе — через торговлю на рынке, допустим, а то и через челночные рейсы за товаром в Китай. Эта сторона характера сыграна более чем убедительно. Но вот что касается лирики, здесь уже сложнее.

Из трех ухажеров прекрасной трактирщицы слабым звеном оказался Сергей Безродных, хотя его-то герой — женоненавистник, влюбляющийся в ленд-леди, — должен бы, по идее, быть центральным персонажем. Но у артиста хотя и есть совершенно «ударные» сцены, в большей части пока находятся лишь очень приблизительные краски для изображения своего кавалера. Так, не вполне убедительны и причины его мизогинии, и резкая смена ориентиров.

Зато, что называется, в полный рост отыгрывают своих персонажей Владимир Казанцев и Андрей Бутрин — этот карнавальный дуэт толстого и тонкого затмевает главных героев. Казанцев играет чуть-чуть «распальцованного» (уже успевшего цивилизоваться) успешного бизнесмена, Бутрин — скорее высокодуховного представителя некоммерческой богемы. У одного — простота и народные интонации, у другого — воспитанность, переходящая в манерность. Право, один другого стоит, и смотреть «Трактирщицу» можно уже только ради этого тандема. Удивительно, до чего эти же актеры были аморфны и скучны в «Вороне» и насколько раскованы и способны к импровизациям в «Трактирщице».

Стоит отметить и юный девичий дуэт — Анастасию Панину и Наталью Немцеву, сыгравших, согласно современной классификации женских типов, двух «нимф». Причем Панина — настоящая блондинка во всех смыслах этого слова.

В спектакле, конечно, далеко не все идеально, что-то приблизительно, что-то сыро. Например, никак не решено финальное замужество Мирандолины: с чего бы вдруг этой деловой даме, доказывающей свою самостоятельность в бизнесе, вдруг соединять судьбу со своим слугой Фабрицио (Сергей Басс)? Простоватая сценография спектакля в буквальном смысле «хромает»: двери раскрываются сами собой, все как-то косовато… Конечно, бюджет аховый, но сделайте хотя бы аккуратно.

И все же спектакль — несомненная удача театра. Гольдони за явным перевесом можно присуждать победу. Неплохо придуманная и крепко сделанная комедия в любом случае предпочтительнее туманного нечто, особенно когда в спектакле есть где артистам поиграть вволю.

Парад иностранцев в театре продолжит еще один грузинский режиссер — Автандил Варсимашвили, только что выпустивший «Хануму» на сцене театра музыкальной комедии. В «Старом доме» он ставит «жестокую парижскую драму» «Тереза Ракен» по Эмилю Золя.


В статье упомянуты:


спектакли: