Последняя неделя октября для новосибирских любителей театра выдалась насыщенной и напряженной. "Старый дом" совместно с Правительством новосибирской области и "Золотой маской" привез в город самые яркие, необычные спектакли. Те, которые заставляют спорить, негодовать, восхищаться и удивляться.
- Фестиваль ХАОС – это событие для нашего города, - сказала на пресс-конференции, предваряющей основную программу фестиваля заместитель Губернатора новосибирской области Ирина Мануйлова.
– Очень важно, что наряду с классическими театрами и традиционными коллективами, у нас, по инициативе театра "Старый дом", появился фестиваль готовый принимать на своих площадках спектакли современного искусства. И благодаря сотрудничеству с "Золотой маской" этот фестиваль показывает спектакли со знаком качества, которые оценило экспертное профессиональное жюри.
- Новосибирск очень динамично развивается в сфере театра, нам важно сохранить Новосибирск как город-партнер, - подчеркнула генеральный директор Премии и Фестиваля "Золотая Маска" Мария Ревякина. – Для нас очень важно сотрудничество с таким Фестивалем, как ХАОС. Привлекая к себе такое количество зрителей, вовлекая их в диалог, вы увеличиваете количество грамотного зрителя. "Золотая маска" внимательно изучает новые тенденции и фестиваль дает шанс представить спектакли, в которых эксперимент и новый сценический язык выходят на первый план. И это шанс поддержать нового зрителя, поработать с ним.
На сцене "Глобуса" показали спектакль Константина Богомолова "Бесы Достоевского". Это не сценическое воплощение романа, а режиссерская очень ироничная импровизация вокруг персонажей и сюжета. Плотный микс современных трендов и аллюзий с текстом Достоевского. Герои романа существуют по законам дня сегодняшнего. В мире, где реальный Сурков с экрана дает Верховенцеву мастер-класс по манипуляции, где Мария – хромоножка в свободное от тоски по мужу время дает концерт на Рублевке, где Ставрогин сменил пол и вернулся в Россию женщиной. В минималистических декорациях на сцене разыгрывается беспощадный памфлет о современной жизни.
Театр "Практика" представил спектакль "Занос" Юрия Квятковского по пьесе Владимира Сорокина. Просмотр спектакля возможен только в специальных наушниках, в которых встроена возможность переключаться между тремя аудиоканалами. За стеклянной стеной очень богатые люди обсуждают, как они плохо хорошо живут. Параллельно по другим аудиоканалам идут стихи Дмитрия Пригова и комментарии Сорокина.
Николай Фоменко и Мила Кретеш играют хозяев дома, принимающих разных гостей. Это настоящая антиутопия, пронизанная чеховскими мотивами: здесь праздные, безмятежные разговоры накануне неминуемого краха соседствуют с фантастической реальностью сорокинской России. В финале пьесы режиссер отменяет зрительскую возможность выбора, чтобы сосредоточить всех на финале. Приезжают силовики, и жизнь обрывается.
"Театр post" показал премьеру нового текста обладателя "Золотой маски"–2020 в номинации "Лучшая работа драматурга" Павла Пряжко "Комитет Грустящего Божества". Дмитрий Волкострелов и Алена Старостина выстроили на сцене условный мир, в котором не происходит ничего. Герои "Комитета Грустящего Божества" все время чего-то ждут. Ждут своей очереди в банке, ждут электричку, а, самое главное — ждут, когда на них обратят внимание: их жизни строятся на обсуждении слов и поступков других. Жизнь оборачивается небытием.
В спектакле "Папа встретит меня в L.A." Архангельского молодёжного театра зритель оказывается внутри сна 11-летнего Оскара. Это пространство – одновременно и ожившая инсталляция, и кинопавильон, где Хичкок с ассистентами снимают хоррор. Максим Соколов заботливо выдает каждому зрителю по кровати, теплому пледу и стакану молока. По сюжету герой движется к взрослению. Но это уже оценивает каждый зритель, ставший участником спектакля.
Вошли в основную программу и два спектакля новосибирских театров – "Анна Каренина" в постановке Андрея Прикотенко от "Старого дома" и "Тайм-аут" – постановка Петра Шерешевского в "Красном факеле".
- Для нас актуальный театр – это театр в первую очередь живой, - рассказала на пресс-конференции арт-директор фестиваля Оксана Ефременко. – В программе ХАОСА есть разные формы – есть и реалистический театр с современной темой, например, "Чернобыльская молитва" Дмитрия Егорова, представленная "Никитинским театром" из Воронежа. Есть театр традиционный, куда уж традиционнее, чем комедия дель-арте, к которой аппелирует "Lё Тартюф" Юрия Муравицкого, поставленный в "Театре на Таганке". "Приют комедианта" покажет мюзикл "Дорогой мистер Смит" в постановке Алексея Франдетти. Но есть и спектакль театра ТРУ "Горемычные танцы" Александра Артемова, это панк- театр, непривычный и необычный.
После каждого спектакля на фестивале проходят обсуждения со зрителями.
- Мы хотим, чтобы не было барьеров, чтобы театр воспринимался как исследовательская площадка, - подчеркнула Оксана Ефременко.
Фото Вадима Балакина