Премьера

24.06.2022
Остановка

Остановка

 

27.05.2022
Covёr. Пиратские копии

Covёr. Пиратские копии

 

ХАОС современного театра накрыл Новосибирск

01 декабря 2021
Евгения Буторина Ревизор.ру

На сценах новосибирских театров идет основная программа фестиваля ХАОС – 14 спектаклей ведущих театров страны, оцененных экспертами "Золотой маски".

 

Последняя неделя октября для новосибирских любителей театра выдалась насыщенной и  напряженной. "Старый дом" совместно с Правительством новосибирской области и "Золотой маской" привез в город самые яркие, необычные спектакли. Те, которые заставляют спорить, негодовать, восхищаться и удивляться.
 

- Фестиваль ХАОС – это событие для нашего города, - сказала на пресс-конференции, предваряющей основную программу фестиваля  заместитель Губернатора  новосибирской области Ирина Мануйлова.

 
– Очень важно, что наряду с классическими театрами и традиционными коллективами, у нас, по инициативе театра "Старый дом", появился фестиваль готовый принимать  на своих площадках спектакли современного искусства. И благодаря сотрудничеству с "Золотой маской" этот фестиваль показывает спектакли  со знаком качества, которые оценило экспертное профессиональное жюри.
 
 
- Новосибирск очень динамично развивается в сфере театра, нам важно  сохранить Новосибирск как город-партнер, - подчеркнула генеральный директор Премии и Фестиваля "Золотая Маска" Мария Ревякина. – Для нас очень важно сотрудничество с таким Фестивалем, как ХАОС. Привлекая к себе такое количество зрителей, вовлекая их в диалог, вы увеличиваете количество  грамотного зрителя. "Золотая маска" внимательно изучает новые тенденции и фестиваль дает шанс представить спектакли, в которых эксперимент и новый сценический язык выходят на первый план. И это шанс поддержать нового зрителя, поработать с ним.
 
 
Бесы Достоевского
 
На сцене "Глобуса" показали спектакль Константина Богомолова "Бесы Достоевского". Это не сценическое воплощение романа, а режиссерская очень ироничная импровизация вокруг персонажей и сюжета. Плотный микс современных трендов и аллюзий  с текстом Достоевского. Герои романа существуют  по законам дня сегодняшнего. В мире, где реальный Сурков с экрана дает Верховенцеву мастер-класс по манипуляции, где Мария – хромоножка в свободное от тоски по мужу время  дает концерт на Рублевке, где Ставрогин сменил пол и вернулся в Россию женщиной. В минималистических декорациях на сцене разыгрывается беспощадный памфлет о современной жизни.
 
 
Театр "Практика" представил спектакль "Занос" Юрия Квятковского по пьесе Владимира Сорокина. Просмотр спектакля возможен только в специальных наушниках, в которых встроена возможность переключаться между тремя аудиоканалами. За стеклянной стеной очень богатые люди обсуждают, как они плохо хорошо живут. Параллельно по другим аудиоканалам идут стихи Дмитрия Пригова и комментарии Сорокина.

 
Николай Фоменко и Мила Кретеш играют хозяев дома, принимающих разных гостей. Это настоящая антиутопия, пронизанная чеховскими мотивами: здесь праздные, безмятежные разговоры накануне неминуемого краха соседствуют с фантастической реальностью сорокинской России. В финале пьесы режиссер отменяет зрительскую возможность выбора, чтобы сосредоточить всех на финале. Приезжают силовики, и жизнь обрывается.
 
 
"Театр post" показал премьеру нового текста обладателя "Золотой маски"–2020 в номинации "Лучшая работа драматурга" Павла Пряжко "Комитет Грустящего Божества". Дмитрий Волкострелов и Алена Старостина выстроили на сцене условный мир, в котором не происходит ничего. Герои "Комитета Грустящего Божества" все время чего-то ждут. Ждут своей очереди в банке, ждут электричку, а, самое главное — ждут, когда на них обратят внимание: их жизни строятся на обсуждении слов и поступков других. Жизнь оборачивается небытием.
 
 
В спектакле "Папа встретит меня в L.A." Архангельского молодёжного театра зритель оказывается внутри сна 11-летнего Оскара. Это пространство – одновременно и ожившая инсталляция, и кинопавильон, где Хичкок с ассистентами снимают хоррор. Максим Соколов заботливо выдает каждому зрителю по кровати, теплому пледу и стакану молока. По сюжету герой движется к взрослению. Но это уже оценивает  каждый зритель, ставший участником спектакля.
 
                
Вошли в основную программу и два спектакля новосибирских театров – "Анна Каренина" в постановке Андрея Прикотенко от "Старого дома" и "Тайм-аут" – постановка Петра Шерешевского в "Красном факеле".
 

- Для нас актуальный театр – это театр в первую очередь живой, - рассказала  на пресс-конференции арт-директор фестиваля Оксана Ефременко. – В программе ХАОСА есть разные формы – есть и реалистический театр с современной темой, например, "Чернобыльская молитва" Дмитрия Егорова, представленная "Никитинским театром" из Воронежа.   Есть театр традиционный, куда уж традиционнее, чем комедия дель-арте, к которой аппелирует  "Lё Тартюф" Юрия Муравицкого, поставленный в "Театре на Таганке". "Приют комедианта" покажет мюзикл "Дорогой мистер Смит"  в постановке Алексея Франдетти. Но есть и спектакль  театра ТРУ "Горемычные танцы" Александра Артемова, это  панк- театр, непривычный и необычный.
 
 
Lё Тартюф. Комедия в режиссуре Муравицкого
 
 
После каждого спектакля на фестивале проходят обсуждения со зрителями.


- Мы хотим, чтобы не было барьеров, чтобы театр воспринимался как исследовательская площадка, - подчеркнула Оксана Ефременко.
 
 
Фото Вадима Балакина

В статье упомянуты:


Люди: