Любовь «перекричала» чайку
18 january 2011Марина Вержбицкая Ведомости, 08.10.2010
Внимание организаторов фестиваля фестивалей привлёк спектакль «Пять пудов любви» А. П. Чехова в режиссуре Линаса Зайкаускаса. Вести о дискуссионности и нетрадиционном решении чеховской «Чайки» взбудоражили местных театралов и собрали полный зрительный зал. Интерпретация Линаса Зайкаускаса вызвала неподдельный интерес публики и никого не оставила равнодушным.
Театральный фестиваль «У Золотых ворот» — крупнейшее мероприятие в сфере театрального дела, направленное на формирование единого театрального пространства России. В его афишу включаются только работы, получившие призовые места на международных, межрегиональных, региональных, краевых и областных театральных фестивалях. Необычная интерпретация «Чайки» из Новосибирска покорила экспертов форума после оглушительного успеха на фестивале «Золотой конёк» в прошлом сезоне. Спектакль «Пять пудов любви» впервые был сыгран на большой сцене и не проиграл от этого.
После спектакля состоялось обсуждение, в котором приняли участие ведущие театральные критики. Приводим мнение Ольги Сенаторовой, генерального директора творческо-координационного центра ТЕАТР-ИНФОРМ, главного редактора газеты «Театральное дело» (Москва).
— После первого акта у меня был культурный шок, протест. Но дальше я начала задавать себе вопросы: мне было скучно? — нет; вылавливала ли я новые смыслы? — да; могу ли я всё разгадать с первого высказывания? — нет. Я пошла от названия — «Пять пудов любви» — ведь на чеховской подсказке построено все действие спектакля Зайкаускаса. Где же эти пуды? Практически в каждом персонаже можно найти любовь. Маша — любовь-боль. Я подчинилась температуре кипения этого образа. Что мы открываем в этой роли? Традиционно во втором акте я встречала потухшую Машу, сомнамбулу, но в спектакле «Старого дома» Маша — бунтарка. Я благодарна Наталье Пивневой за это решение роли. Медведенко, которого исполнил Вадим Тихоненко, — это уже иное качество любви: самоотречение до уничижения. Актёр не пропускает ничего. Он всё время распределён в пространстве спектакля. У Треплева, в исполнении Сергея Басса, другие мотивации — более обострённые. Я впервые увидела Треплева эгоиста. Чехов писал «Чайку» об искусстве. Спектакль Зайкаускаса — про человеческие характеры, чувства, их столкновения, о том, что они могут сделать с человеком. Актрисе Вере Сергеевой, играющей Полину Андреевну, также в определённой степени удалось «содрать» стереотип со своего персонажа. Она — любовь на коленях, ползучее и трогательное существо одновременно. Тригорин Сергея Безродных — любовь-торнадо, заключённая в спокойные формы. Он представлен человеком ведомым, благодаря чему для меня он впервые открылся как мужчина. Аркадина в исполненеии Эльвиры Главатских — любовь амбиций. В дуэте Аркадиной и Тригорина сильным партнёром оказывается женщина. В этом спектакле интеллектуальная сторона отходит на второй план. Пять пудов — это акты любви. Для каждого персонажа любовь сочинена, она здесь земная, хваткая, не возвышенная. Имеет режиссёр на это право? Имеет! Все в это поверили. Это его мир, его взгляд. Спектакль получился без катарсиса, финал в прямом и переносном смысле закрыт. В нём даже чайку перекричали, уничтожили этот символ. Это удар по моим чувствам, но я была подчинена стихии этого спектакля.
The article mentions:
perfomances: