Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Любовь «перекричала» чайку

18 января 2011
Марина Вержбицкая Ведомости, 08.10.2010

Внимание организаторов фестиваля фестивалей привлёк спектакль «Пять пудов любви» А. П. Чехова в режиссуре Линаса Зайкаускаса. Вести о дискуссионности и нетрадиционном решении чеховской «Чайки» взбудоражили местных театралов и собрали полный зрительный зал. Интерпретация Линаса Зайкаускаса вызвала неподдельный интерес публики и никого не оставила равнодушным.

Театральный фестиваль «У Золотых ворот» — крупнейшее мероприятие в сфере театрального дела, направленное на формирование единого театрального пространства России. В его афишу включаются только работы, получившие призовые места на международных, межрегиональных, региональных, краевых и областных театральных фестивалях. Необычная интерпретация «Чайки» из Новосибирска покорила экспертов форума после оглушительного успеха на фестивале «Золотой конёк» в прошлом сезоне. Спектакль «Пять пудов любви» впервые был сыгран на большой сцене и не проиграл от этого.

После спектакля состоялось обсуждение, в котором приняли участие ведущие театральные критики. Приводим мнение Ольги Сенаторовой, генерального директора творческо-координационного центра ТЕАТР-ИНФОРМ, главного редактора газеты «Театральное дело» (Москва).

— После первого акта у меня был культурный шок, протест. Но дальше я начала задавать себе вопросы: мне было скучно? — нет; вылавливала ли я новые смыслы? — да; могу ли я всё разгадать с первого высказывания? — нет. Я пошла от названия — «Пять пудов любви» — ведь на чеховской подсказке построено все действие спектакля Зайкаускаса. Где же эти пуды? Практически в каждом персонаже можно найти любовь. Маша — любовь-боль. Я подчинилась температуре кипения этого образа. Что мы открываем в этой роли? Традиционно во втором акте я встречала потухшую Машу, сомнамбулу, но в спектакле «Старого дома» Маша — бунтарка. Я благодарна Наталье Пивневой за это решение роли. Медведенко, которого исполнил Вадим Тихоненко, — это уже иное качество любви: самоотречение до уничижения. Актёр не пропускает ничего. Он всё время распределён в пространстве спектакля. У Треплева, в исполнении Сергея Басса, другие мотивации — более обострённые. Я впервые увидела Треплева эгоиста. Чехов писал «Чайку» об искусстве. Спектакль Зайкаускаса — про человеческие характеры, чувства, их столкновения, о том, что они могут сделать с человеком. Актрисе Вере Сергеевой, играющей Полину Андреевну, также в определённой степени удалось «содрать» стереотип со своего персонажа. Она — любовь на коленях, ползучее и трогательное существо одновременно. Тригорин Сергея Безродных — любовь-торнадо, заключённая в спокойные формы. Он представлен человеком ведомым, благодаря чему для меня он впервые открылся как мужчина. Аркадина в исполненеии Эльвиры Главатских — любовь амбиций. В дуэте Аркадиной и Тригорина сильным партнёром оказывается женщина. В этом спектакле интеллектуальная сторона отходит на второй план. Пять пудов — это акты любви. Для каждого персонажа любовь сочинена, она здесь земная, хваткая, не возвышенная. Имеет режиссёр на это право? Имеет! Все в это поверили. Это его мир, его взгляд. Спектакль получился без катарсиса, финал в прямом и переносном смысле закрыт. В нём даже чайку перекричали, уничтожили этот символ. Это удар по моим чувствам, но я была подчинена стихии этого спектакля.


В статье упомянуты:


спектакли: