Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Мой главный ресурс — это жизнь
05 january 2021Александра Дегтярёва Leaders Today
актёр театра «Старый дом», лауреат ежегодной премии Leaders Today «Короли изящных искусств—2020»
«За создание точного образа современного героя на новосибирской сцене»
LT: В первую очередь мы хотим вас поздравить с премией. Расскажите, какой он — ваш современный герой?
ЯН ЛАТЫШЕВ: Конечно, лучше всего прийти на наши спектакли, ведь на сцене мы отвечаем на этот вопрос. Лично я играю не современного героя, а скорее современные типы людей, так точнее. Современные типы, во взаимодействии с которыми и проявляются современные герои. Я, кстати, не всегда играю героев в смысле положительных персонажей. Часто мне выпадают роли антигероев, и мне они весьма нравятся. Я стараюсь показать зрителям, что зло, даже самое обаятельное, всегда остаётся злом и ведёт лишь к разрушению. Например, мой герой Гаврила Иволгин в «Идиоте» — да, на первый взгляд он амбициозен, но на самом деле его снедает гордыня. Он жаждет денег, власти и всеобщего признания, при этом осуждая окружающий мир и ощущая собственное превосходство над другими. Многие современные люди страдают от этого порока, даже не замечая его. Или другой пример: в наши дни благодаря популярному сериалу «Шерлок», в особенности игре Бенедикта Камбербэтча, стало модно полагать, что быть высокофункциональным социопатом — это круто. Но ведь это не так. Социопат по определению не способен сочувствовать, сопереживать. Он, как и психопат, любит власть и готов идти ради неё по головам.
И мой герой дядя Клава из спектакля Андрея Прикотенко «Социопат» наглядно это демонстрирует. Попадая в паутину спектакля, зритель учится видеть на фоне зла истинную любовь, познавать добро, отличать правду от лжи, даже когда они совершенно неразличимы, рефлексировать и созидать. Ведь искусство несёт не только развлекательную функцию, но и познавательную. В первую очередь это познание самого себя. Мне хочется, чтобы люди чаще задавали себе вопросы: кто я такой и для чего живу? Задумывались о скоротечности жизни и том, что останется после нас. Поэтому мы создаём театр, который был бы интересен каждому — и молодым, и людям старшего поколения. На премии «Короли изящных искусств—2020» прозвучала фраза: «Чем выше культура, тем выше экономика». И я согласен с этим утверждением. У нашей страны есть огромный потенциал, который мы можем реализовать, в первую очередь, работая над собственным духовным ростом, а это невозможно сделать без развития культуры и искусства.
Каким вы видите современный мир?
К сожалению, сейчас я наблюдаю развитие непонимания между людьми, вызванное многими процессами, в том числе прогрессом цифрового аутизма. Мы всё чаще уходим от реального общения в гаджеты, ищем одобрения в виде лайков, но при этом в реальном общении не способны поддерживать долгий психологический контакт, выстраивать конструктивный диалог и т. п. Социальные навыки деформируются. Люди реже стали протягивать друг другу руку помощи, а в последнее время и вовсе начали переходить границы человечности. Не буду приводить примеры. Миром правит отстранённость, агрессия и повышенный уровень тревожности. Многим современным людям не хватает эмпатии, они не умеют войти в обстоятельства другого, перестают доверять не только окружающим, но и самим себе. А где же сострадание и милосердие? В театре мы поднимаем эти вопросы и стараемся на них ответить.
Как вы создаёте сценический образ?
Конечно, есть абсолютно исполнительские спектакли, в которые, как ни крути, невозможно привнести ничего от себя: ты действуешь в чётко заданных идеей рамках. Но есть роли, где ты творишь либо выступаешь соавтором режиссера. И в таких спектаклях важно, чтобы актёр не был просто исполнителем, а был личностью со своими твёрдыми убеждениями и ценностями. Знал, что именно он хочет и может донести через сценический образ. Поэтому во время репетиций мы много разговариваем, анализируем и импровизируем. Создаём сеть отношений между персонажами, переосмысляем контексты, формулируем идеи и задачи, отсеиваем средства художественной выразительности.
Играя на сцене, я хорошо понимаю, что есть реальность,
а что — лишь творческий вымысел. Это и отличает
актера от сумасшедшего
В нашем спектакле «Социопат» есть импровизационные баттлы, и к каждому показу мы с коллегами пишем новые тексты на злобу дня. В таком случае смыслы и темы от спектакля к спектаклю меняются, и зачастую новые формируются прямо на сцене. Бывает, что во время представления и актёры, и зрители испытывают катарсис, очищаются, избавляются от внутренних противоречий. А из театра выходят обновлёнными, полными идей, замыслов или же нашедшими внутреннюю тишину и гармонию.
А сложно ли вам, когда опускается занавес, вновь становиться самим собой?
Есть одна театральная формула: «Вижу, что дано, отношусь, как задано». То есть, играя на сцене, я хорошо понимаю, что есть реальность, а что — лишь творческий вымысел. Это и отличает актера от сумасшедшего. Поэтому, какой бы сложной ни была роль, я не теряю в ней себя как личность. В жизни я миролюбивый, добрый и сверхответственный, и мне бывает сложно играть человека, демонстрирующего противоположные качества. Но всё равно я вытаскиваю со дна души гордыню, злобу, беспринципность, безжалостность, а потом возвращаю их обратно, при этом я всегда твёрдо осознаю, кто я и на что способен.
Мой главный ресурс — это сама жизнь и осознание
её скоротечности
Но иногда возникают проблемы психофизического характера. Например, после эмоционально трудного спектакля бывает, что некоторое время я не могу обрести внутреннее спокойствие, унять сердечный ритм, избавиться от переживаний и спокойно заснуть. Эмоции после интенсивной игры мешают влиться в привычную жизнь. Конечно, многие рассматривают возможность проявить себя с другой, запретной стороны как некую терапию, но когда ты вынужден играть психопата каждый день, это иногда опустошает. И как раз умение вовремя находить в себе необходимые ресурсы — вот истинное актёрское мастерство.
Где вы черпаете ресурс?
Мой главный ресурс — это сама жизнь и осознание её скоротечности. Я занимаюсь тайским боксом и йогой, медитирую. Природа и общение с близкими также наполняют меня и помогают восстановиться. Поэзия. В этом году благодаря карантину у меня была возможность насладиться весной и осенью. Пауза позволила мне перевести дух, проанализировать свои достижения, реорганизоваться, попробовать себя в новой сфере деятельности. Я начал лепить скульптуры, даже поработал на заказ. Писал стихи, размышлял. Но затишье тоже хорошо в меру. Я с нетерпением ждал возможности возвратиться на сцену, чтобы отдать публике то, что накопилось.
Мы живём в удивительное время — мир меняется, движется вперёд, это естественное развитие цивилизации. Но хочется, тобы вслед за совершенствованием технологий общество не забывало и о духовно-нравственном, культурном совершенствовании. И моя задача как актёра — нести эту мысль.
The article mentions:
Peoples: