Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

18 Апреля, четверг

Остановка

подробнее>

Мой главный ресурс — это жизнь

05 января 2021
Александра Дегтярёва Leaders Today

Актер театра Старый дом Ян Латышев

 

актёр театра «Старый дом», лауреат ежегодной премии Leaders Today «Короли изящных искусств—2020»

«За создание точного образа современного героя на новосибирской сцене»

 

LT: В первую очередь мы хотим вас поздравить с премией. Расскажите, какой он — ваш современный герой?

 

ЯН ЛАТЫШЕВ: Конечно, лучше всего прийти на наши спектакли, ведь на сцене мы отвечаем на этот вопрос. Лично я играю не современного героя, а скорее современные типы людей, так точнее. Современные типы, во взаимодействии с которыми и проявляются современные герои. Я, кстати, не всегда играю героев в смысле положительных персонажей. Часто мне выпадают роли антигероев, и мне они весьма нравятся. Я стараюсь показать зрителям, что зло, даже самое обаятельное, всегда остаётся злом и ведёт лишь к разрушению. Например, мой герой Гаврила Иволгин в «Идиоте» — да, на первый взгляд он амбициозен, но на самом деле его снедает гордыня. Он жаждет денег, власти и всеобщего признания, при этом осуждая окружающий мир и ощущая собственное превосходство над другими. Многие современные люди страдают от этого порока, даже не замечая его. Или другой пример: в наши дни благодаря популярному сериалу «Шерлок», в особенности игре Бенедикта Камбербэтча, стало модно полагать, что быть высокофункциональным социопатом — это круто. Но ведь это не так. Социопат по определению не способен сочувствовать, сопереживать. Он, как и психопат, любит власть и готов идти ради неё по головам.
И мой герой дядя Клава из спектакля Андрея Прикотенко «Социопат» наглядно это демонстрирует. Попадая в паутину спектакля, зритель учится видеть на фоне зла истинную любовь, познавать добро, отличать правду от лжи, даже когда они совершенно неразличимы, рефлексировать и созидать. Ведь искусство несёт не только развлекательную функцию, но и познавательную. В первую очередь это познание самого себя. Мне хочется, чтобы люди чаще задавали себе вопросы: кто я такой и для чего живу? Задумывались о скоротечности жизни и том, что останется после нас. Поэтому мы создаём театр, который был бы интересен каждому — и молодым, и людям старшего поколения. На премии «Короли изящных искусств—2020» прозвучала фраза: «Чем выше культура, тем выше экономика». И я согласен с этим утверждением. У нашей страны есть огромный потенциал, который мы можем реализовать, в первую очередь, работая над собственным духовным ростом, а это невозможно сделать без развития культуры и искусства.

 

Каким вы видите современный мир?

 

К сожалению, сейчас я наблюдаю развитие непонимания между людьми, вызванное многими процессами, в том числе прогрессом цифрового аутизма. Мы всё чаще уходим от реального общения в гаджеты, ищем одобрения в виде лайков, но при этом в реальном общении не способны поддерживать долгий психологический контакт, выстраивать конструктивный диалог и т. п. Социальные навыки деформируются. Люди реже стали протягивать друг другу руку помощи, а в последнее время и вовсе начали переходить границы человечности. Не буду приводить примеры. Миром правит отстранённость, агрессия и повышенный уровень тревожности. Многим современным людям не хватает эмпатии, они не умеют войти в обстоятельства другого, перестают доверять не только окружающим, но и самим себе. А где же сострадание и милосердие? В театре мы поднимаем эти вопросы и стараемся на них ответить.

 

Как вы создаёте сценический образ?

 

Конечно, есть абсолютно исполнительские спектакли, в которые, как ни крути, невозможно привнести ничего от себя: ты действуешь в чётко заданных идеей рамках. Но есть роли, где ты творишь либо выступаешь соавтором режиссера. И в таких спектаклях важно, чтобы актёр не был просто исполнителем, а был личностью со своими твёрдыми убеждениями и ценностями. Знал, что именно он хочет и может донести через сценический образ. Поэтому во время репетиций мы много разговариваем, анализируем и импровизируем. Создаём сеть отношений между персонажами, переосмысляем контексты, формулируем идеи и задачи, отсеиваем средства художественной выразительности.

 

Играя на сцене, я хорошо понимаю, что есть реальность,
а что — лишь творческий вымысел. Это и отличает
актера от сумасшедшего

 

В нашем спектакле «Социопат» есть импровизационные баттлы, и к каждому показу мы с коллегами пишем новые тексты на злобу дня. В таком случае смыслы и темы от спектакля к спектаклю меняются, и зачастую новые формируются прямо на сцене. Бывает, что во время представления и актёры, и зрители испытывают катарсис, очищаются, избавляются от внутренних противоречий. А из театра выходят обновлёнными, полными идей, замыслов или же нашедшими внутреннюю тишину и гармонию.

 

А сложно ли вам, когда опускается занавес, вновь становиться самим собой?

 

Есть одна театральная формула: «Вижу, что дано, отношусь, как задано». То есть, играя на сцене, я хорошо понимаю, что есть реальность, а что — лишь творческий вымысел. Это и отличает актера от сумасшедшего. Поэтому, какой бы сложной ни была роль, я не теряю в ней себя как личность. В жизни я миролюбивый, добрый и сверхответственный, и мне бывает сложно играть человека, демонстрирующего противоположные качества.  Но всё равно я вытаскиваю со дна души гордыню, злобу, беспринципность, безжалостность, а потом возвращаю их обратно, при этом я всегда твёрдо осознаю, кто я и на что способен.

 

Мой главный ресурс — это сама жизнь и осознание
её скоротечности

 

Но иногда возникают проблемы психофизического характера. Например, после эмоционально трудного спектакля бывает, что некоторое время я не могу обрести внутреннее спокойствие, унять сердечный ритм, избавиться от переживаний и спокойно заснуть. Эмоции после интенсивной игры мешают влиться в привычную жизнь. Конечно, многие рассматривают возможность проявить себя с другой, запретной стороны как некую терапию, но когда ты вынужден играть психопата каждый день, это иногда опустошает. И как раз умение вовремя находить в себе необходимые ресурсы — вот истинное актёрское мастерство.


Ян Латышев в образе Гани Иволгина, спектакль Андрея Прикотенко "ИДИОТ"

 

Где вы черпаете ресурс?

 

Мой главный ресурс — это сама жизнь и осознание её скоротечности. Я занимаюсь тайским боксом и йогой, медитирую. Природа и общение с близкими также наполняют меня и помогают восстановиться. Поэзия. В этом году благодаря карантину у меня была возможность насладиться весной и осенью. Пауза позволила мне перевести дух, проанализировать свои достижения, реорганизоваться, попробовать себя в новой сфере деятельности. Я начал лепить скульптуры, даже поработал на заказ. Писал стихи, размышлял. Но затишье тоже хорошо в меру. Я с нетерпением ждал возможности возвратиться на сцену, чтобы отдать публике то, что накопилось.
Мы живём в удивительное время — мир меняется, движется вперёд, это естественное развитие цивилизации. Но хочется, тобы вслед за совершенствованием технологий общество не забывало и о духовно-нравственном, культурном совершенствовании. И моя задача как актёра — нести эту мысль.

 
 
Фото: Антон Медведев, Ольга Матвеева
 

В статье упомянуты:


Люди: