Premier

В ближайшее время премьеры не запланированы!

МУЛЬТИКИ СНЕЖНОЙ ПУСТЫНИ

20 december 2023
Яна Колесинская, блог

Первое впечатление



Не люблю писать про театр от первого лица, но здесь никуда не деться. Мне кажется, я как благодарный зритель потеряна для театра навсегда. Утратила способность расслабиться и получать удовольствие. Невозможно отключить аналитический ум и не замечать всяческих огрехов, длиннот, банальностей и прочего (заранее приношу извинения всем, кто усмотрел намек в свой адрес). Приятного в этом очерствении организма мало. Точнее, оно только мешает.



Раньше-то, помню, хоть худо-бедно всплакнуть удавалось. Ну а щас прям железное сердце, да еще ржавое.



И вот поди ж ты. Только я поставила на себе крест, как накрыло снежной метелью. Ну не то чтобы, а как-то так. Меня поместили в ледяную пустыню и нахлобучили шлем, отключивший весь предыдущий зрительский опыт. И понеслась душа в ад.



Можно сообразить, что ад именно таков, – люди уже не люди и даже не карикатуры на них, а одномерно-примитивные инопланетяне, в погоне за баблом утратившие всё живое. Учитываем при этом, что ад – это не где-то там за пределами, а весьма распространенная форма земного бытия.



Инопланетянами мне всегда казались персонажи диснеевских мультиков. Не удавалось понять, что они вытворяют и зачем. Да еще противный голос Гоблина с прищепкой в носу выводил меня из себя. Поэтому я и в видеосалоны не ходила. Не могла слышать вот это вот всё.



А тут перед началом спектакля стали напоминать о необходимости отключить гаджеты. Но не проникновенно-уговаривающий голос, иронизирующий про то, что актеры уже отключили сотовые телефоны, чтобы не мешать вам (каждый раз оказывается, что бесполезно). В том-то и дело, что Гоблин как начал эту воспитательную тему, так и закончить не мог – требовал, угрожал, высмеивал, я в ихнем сленге не сильна. Дальше больше.



Спецэффекты в «Фарго» захватили задник, затянутый полотном с сотней мини-телевизоров, как в салоне «М-видео». В каждом экране мельтешили мультяшные милашки зачеркнуто монстры. Они материализовались в гипертрофированные образы диснеевских уродцев, окончательно утратив человеческий облик, и пустились ковылять по снежным заносам, рассыпанным по сцене. Главный из них, то есть Гоблин, перемещался в шлепках на босу ногу, ножки тонкие, из-под пуховика выглядывает краешек семейных трусов, на голове не поймешь что. Его подельник в любой ситуации играл в телефоне, разговаривал крайне неохотно, зашифровав голос под замедленную перемотку ленты в магнитофоне. Ну и так далее. Кошмар. А ведь скоро Новый год.



Когда перед спектаклем пресса спросила у режиссера, можно ли считать «Фарго» новогодней сказкой, он сначала сказал, что конечно нет, а потом, что конечно да. И это правда! Есть же некто, вожделеющий чемодан денег? У дедушки Мороза некто выпрашивал это псевдосчастье неоднократно. А тут раз – и вот оно! И пофигу, что лицо изранено в перепалке за чемодан. Оно ведь не истекает кровью, а украшено красной новогодней мишурой. Персонажи плохо освещены, а как откроет Майкл-Гоблин черный дипломат с награбленным – так сразу загорается в нем лампочка, символизирующая мечту идиота. Там под видом бомбы, убивающей человечество, упакованы пачки купюр. Очень романтично, а заодно показательно, куда выродилось человечество.



Помнится, давний спектакль-ужастик «Мультики» в «Первом театре» тоже рассматривал криминальную тему, но через оптику натурреализма. В «Старом доме» взяли эти самые мультики – и ушли в противоположную крайность, накрывшую театр сияющей снежной пеленой. На ней если и допустимо выводить палочкой буквы и слова, то палочка эта должна быть волшебной.



Волшебная палочка пометила всех, кто опозорил себя душевным уродством (см. про шлепки и новогоднюю мишуру). Только двоих не тронула. Старший следователь Маргарита ходит с пузом на седьмом месяце, а всё работает, всё борется с преступностью, хотя не женское это дело. Ноль выразительных средств (кто видел Наталью Немцеву в «Цемента», то поймет), сплошная усталость, голос блеклый и с хрипотцей. Ее муж Дима с рыбацким ледорубом постоянно кормит ее мандаринами, отметая обывательский штамп, что после мандаринов диатез. А также что про любовь надо в романтическом стиле.



В программке пишут, что Фарго – это такой город в США, и так называется знаменитый фильм братьев Коонен. Пояснить, почему так называется спектакль «Старого дома», может только аббревиатура ХБЗ. ХБЗ, почему всё так происходит с нами, когда все хотят как лучше. Это, пожалуй, главный вопрос, который задает современный театр, но поиск нового языка постоянно опрокидывается в формализм и погружает персонажей в формалин. Я забыла про это всё. Я хотела сочинить песню, но ее уже спели. Завтра опять обещают снег, как говорит инфернальный персонаж Арсения Чудецкого, а мне разгребать.

 

 


The article mentions:


perfomances: