Premier
В ближайшее время премьеры не запланированы!
На сцене «Старого дома» отгремел треш-концерт [əˈbaʊt]
31 march 2023Анжелика Лукина Культурная карта
«Мама, я звезда! Пускай, как мяч пуста, прокормит низ живота...» Это фраза из музыкального крика-высказывания со сцены во время трэш-концерта, что завершил первый день проекта самостоятельных актёрских работ «Без дистанции» в Новосибирском театре «Старый дом».
Авторы музыкального перформанса под общим названием «Треш-концерт [əˈbaʊt]» планировали разорвать публику на атомы. Им в помощь — современные биты в музыкальной интерпретации артиста Александра Шарафутдинова и тексты, написанные в сотворчестве артистом «Красного факела» Евгением Осокиным и артистом «Старого дома» Евгением Варавой. Специально на концерт пришёл и свой, подготовленный зритель, чей танец без комплексов порадовал артистов в плюшевых халатах и семейниках, презентующих трешовые треки новой группы.
Музыкальный жанр «треш» означает слишком плохую музыку, которую просто невозможно слушать. Эдакая какофония звука, которой на концерте было очень мало ― играли красиво, ритмично с редкими переходами на высокую скорость, гитарным соло в высоком частотном диапазоне. При этом вокал не диссонировал с инструментальной фактурой, и именно в текстах в основном слышался треш. В них была не просто критика общественного уклада с использованием грубых выражений, но весь тот мусор, с которым сталкиваешься где-нибудь на окраинах любого города. И в этом смысле по классике данного жанра уже на третьей композиции хотелось покинуть удобное место на первом ряду. Но любопытство всё же победило. Кульминация и развязка постановки происходили буквально у меня под ногами, т.к. в какой-то момент герои упали на дно и были избиты.
― Знаете, чего я хочу? ― говорит Евгений Варава. ― Я сказал перед тем, как приступить к работе над треш-концертом, что хочу добиться такого же эффекта от зрителя, какой когда-то получился у меня после просмотра спектакля «Отморозки» в «Красном факеле». Я был на третьем курсе. Помню, как после спектакля бросил пить и курить. А всё потому, что я смотрел на персонажей и понимал, что у меня с ними есть что-то общее, и я не хотел таким быть! И персонажи треш-концерта должны были вызвать такое же отвращение. Но мы понимали, что если перегнём палку и начнём жестить, то будем отвратительны уже как артисты. Хотелось, чтобы зритель поднялся над этим отвратительным и стал лучшей версией самого себя. А кто-то ― пришёл бы домой и… заправил кровать, к примеру! И это уже маленькое начало чего-то высокого.
― А Вы хотите, чтобы треш-концерт появился в репертуаре театра? Это же главная цель проекта «Без дистанции», где вы, артисты, показываете свои работы. Или всё же это фестивальный вариант театрального концерта?
― Он, конечно, сырой и нужно поработать над стилем и образами. Чуть помягче обращаться с текстами. Но мы думали над тем, чтобы показать треш-концерт ещё раз. В конце постановки мы сделаем так, что у каждого из группы будет своя песня, как «Чашки-Тарелки», в которой персонаж будет самим собой, настоящим. И как к кому относиться, зрители будут решать сами. Какой исполнитель вам ближе, какой ассоциируется с вами или кем-то близким, кому мы готовы что-то простить… выбирайте. Изначально у нас не было мысли сделать какую-то прямолинейную историю: выйдем, поугараем на сцене, вы слушаете, потанцуете или просто смотрите и в конце все разойдёмся. Мы не можем быть такими поверхностными, скупыми на идею, просто не имеем право. В таком случае мы бы не имели права работать в театре.
К тому же, в программе «Без дистанции» должны быть разные форматы. В этом году Вера Ивановна говорила о высоком, Наталья Пьянова ― о смыслах жизни, Анатолий Григорьев через сказку тоже поднимал вопросы любви и дружбы. А этих-то… двоечников, маргиналов, анархистов… Мы постоянно забываем о каких-то социальных слоях, которые не видят ничего дальше трёшки пива, телевизора и дивана. Но они есть! И мы все в одном обществе. Две ночи подряд мы обсуждали концепцию перформанса ― мы хотели вызвать зрителя на честный диалог. Если чьи-то чувства оскорбили, приношу извинения, но это ни в коем случае не планировалось, ― признался Евгений Варава.
Авторы этого треш-концерта, заявляя в названии жанр, как бы по-честному предупредили зрителя о том, что он сможет увидеть здесь что угодно. Дальше наш выбор: идти или не идти? Смотреть или не смотреть на то, как артисты обнажают современные смыслы про общество потребителей и разборчивых снобов в красивой одежде, но с пустой головой? Задумайтесь (поют они между строк), почему мы «запихиваем» в себя запрещённые вещества, доводим организм до нервного истощения, травимся никотином и алкоголем, слушаем безмозглую музыку с примитивными текстами. Эти охламоны в плюшевых семейниках будто кричат нам: «Малыш, ты врёшь сам себе. Ты ― не крут. Ты всего лишь оболочка, красивый пузырь!».
The article mentions:
Peoples: