1921 год — самое тяжелое время, разрушена страна, хлеба, заводы искорежены, политический кризис мощный. Совсем недавно случилась революция — люди поверили в идею о том, что они строят новое будущее и новую страну. Но за три года вера в то, что Россия впереди планеты всей, сходит на нет, и в нее, кажется, верят уже единицы. И в этот момент появляется герой!
Герой – это человек, который жертвует собой во благо общего, во благо нас, во благо всех. Совершает подвиг, поступок. И когда мы говорим, что мы все герои, что совершаем ежедневный подвиг тем, что выживаем – неправда, мы это делаем для себя, а герой совершает свой подвиг для других.
Мне кажется, что успех романа Гладкова и то, что его так охотно поддержали и Луначарский и Горький именно в том, что он сумел создать советский миф, создать героя...
Мюллер же в 1972 году смотрит отстраненно, уже со своим опытом, и развенчивает этот миф. Драматурга Мюллера интересует тема античной трагедии, эпос. Он часто возвращается к античным героям в своем творчестве. И мне кажется, в романе Гладкова он нашел какую-то аналогию, эпичсность, и герои у него похожи на античных героев, на героев Илиады, на Геракла, Сизифа…Дашу он сравнивает с Медеей.
Его герой встречается со смертью, голодом, расстрелами. И оказывается, что всеобщее счастье строится на несчастье других. Значит, оно не всеобщее. И в одной пьесе встречаются и утопия, и антиутопия. И на самом деле, почему так сложна пьеса — надо организовать две линии – создания и разрушения.
Ошибка этих героев, что они строят будущее ни для кого, они отдали детей в коммуну, а сами строят новый мир будущего. Для кого? В фундамент этого будущего заложены кости дочери героя. А счастье ведь не стоит слезинки ребенка…
Мюллер ритмизует текст и переводчик очень четко сохранил эту ритмику, которая дает ощущение условного мира другой реальности. Театр ведь это другая реальность, мы не должны реконструировать жизнь, и театр дает нам это ощущение другой жизни.
Фото: mashbook.ru
Два года назад уже существовал готовый лабораторный этюд. Многое пришлось менять для постановки спектакля и во время процесса репетиций?
Конечно. Это была очень интересная сложная работа. Прежде всего – у нас собралась удивительная команда, в которой каждый – художник и мастер своего дела.
Художник Саша Мохов, который вдохновился супматизмом и создал очень сложный объект – с ним непросто работать, но он имеет массу возможностей для выстраивания мизансцен и пришлось менять решения очень часто и много, потому что Саша создал такую интересную конструкцию и она многое диктует.
Леша Лобанов придумал интересное решение костюмов в монохроме, у нас два основных цвета, выстраивается интересный визуальный ряд – красная стена-трансформер и серебряные костюмы – то ли старые снимки 21 года, то ли литые скульптуры и памятники, оставшиеся нам в наследство от советской эпохи. Звуковое пространство, созданное Яном Кузьмичевым и уникальный видеоряд, придуманный Андрей Лохониным, видео-мэйпинг, который позволяет увидеть персонажей так, словно идет трансляция из глубины веков. Над пластикой работал Игорь Шаройко, каждое движение здесь важно для создания единой партитуры спектакля… Невероятный художник по свету Илья Пашнин…
Фото: соцсети
И еще 19 занятых в спектакле артистов, которым мы "мешаем" всей нашей декорацией, неудобной, плакатной пластикой и сложными костюмами…
Мы очень долго работали над тем, чтобы у ребят была подчеркнуто не бытовая пластика, пластика плакатов, вдохновлялись великими фундаментальными фильмами Эйзенштейна и Дзиги Вертова, и мы искали способ существования. Потому что ребята, которые играют коммунистов – им по 25 лет, они мало что знают об этом времени. Да и я мало знаю... нам приходилось из осколков собирать ощущение того времени. Из строчек книг выискивать, какая у них была идея.
Но у них – героев пьесы – была идея. А в чем наша сегодня идея — в чем сегодня идея нашей страны — пока никто не дал ответа. Почему мы все вместе живем в этой стране, в этом городе? Что нас объединяет? Кто герой нашего времени?
Фото: old-house.ru
Я задавал этот вопрос ребятам, и мы так и не нашли ответа. Сегодня есть идеи личные, собственнические. А вот как зажечь молодого человека, чтоб он поверил, что своим поступком может перевернуть пространство, созидать?
Мы вместе с героями спектакля ищем ответ…