Premier

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

TODAY IN THEATER

19 April, Friday

more details>

Новые локации на гастрольной карте новосибирского «Идиота»

09 june 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

Спектакль «Идиот» театра «Старый дом» пустился во все гастрольные. Получив три награды фестиваля «Ново-Сибирский транзит» в родном городе, труппа отправилась покорять театральные столицы. 27 и 28 мая новосибирские артисты сыграли спектакль «Идиот» в постановке Андрея Прикотенко на площадке московского Электротеатра Станиславский в рамках специальной программы «Достоевский и театр» фестиваля «Золотая маска», а 31 мая вышли на Новую сцену Александринского театра в Санкт-Петербурге, чтобы принять участие в XXII Международном театральном фестивале «Радуга».

 

Спектакль Андрея Прикотенко "Идиот" на фестивале "Радуга" Санкт-Петербург

 

Программа «Достоевский и театр» — одно из центральных событий в праздновании 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, проходившее в двух накрепко вплетенных в биографию писателя городах — Москве, где Достоевский родился, провел свою юность и куда возвращался едва ли не каждый год до самой смерти, и Омске, в котором будущему классику русской литературы пришлось отбывать каторгу, предназначенную для самых опасных преступников. Афишу программы «Достоевский и театр» составили постановки, ставшие номинантами и лауреатами премии «Золотая маска», а также знаковые премьеры последнего сезона, созданные по произведениям классика. Зрителям было представлено 16 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Севастополя и Новосибирска. Все спектакли специальной программы, по мнению генерального директора фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной, отличают неожиданные постановочные решения, пристальное внимание к сложнейшему мировоззрению Достоевского и смелое обращение с авторским словом. «Очень много Андрей Прикотенко сделал с современными текстами, — отметила Мария Евсеевна по поводу спектакля «Идиот» театра «Старый дом». — И это очень неожиданно, но очень интересно. Спектакль идет четыре часа, но ты даже не замечаешь этого времени. Просто разговор идет о самих нас, о наших современниках. Это чрезвычайно привлекательно».

 

Два московских показа нашумевшего «Идиота» в исполнении артистов театра «Старый дом» прошли 27 и 28 мая на знакомой новосибирской труппе по конкурсной программе фестиваля «Золотая маска» площадке Электротеатра Станиславский. Билеты, как и ко дню мартовского визита спектакля Андрея Прикотенко в Москву, были раскуплены в считанные часы, и рунет полнился жалобами на упущенную возможность увидеть своими глазами один из самых ярких спектаклей прошлого театрального сезона.

 

Кроме того, 28 и 29 мая в Новом пространстве Театра Наций прошла конференция «Достоевский и театр». Серия открытых дискуссий и встреч с режиссерами, писателями и учеными была посвящена значению наследия Ф. М. Достоевского для театра, а также исследованию самого понятия театральности в произведениях писателя. Куратором конференции стал известный журналист, редактор, музыкальный критик и радиоведущий Юрий Сапрыкин, а одним из приглашенных спикеров — главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко. Андрей Михайлович выступил в первый день конференции в тандеме с хорошо знакомым новосибирскому зрителю режиссером Максимом Диденко. Оба мастера работали с текстом романа «Идиот». Однако если у Диденко за мрачной философией автора вскрывается клоунская гримаса, то у Прикотенко речь идет о зле, которое из таинственных глубин души перебирается в мир материальный и меняет свою непостижимую субстанцию на хорошо знакомую нашим современникам форму. Тема дискуссии — «Между абьюзом и клоунадой» — затронула проблему отражения метафизики Достоевского на современной сцене и возникновение новых трактовок и акцентов.

 

Андрей Прикотенко на встрече Достоевский и театр

 

Юрий Сапрыкин охарактеризовал новосибирского «Идиота» как «мощный, сильный спектакль об очень тяжелых вещах» и отметил радикальный подход к работе с первоисточником: «Прикотенко с актерами пересобирает текст так, что меняется смысл самого «достоевского» страдания — и, с другой стороны, всего «положительно прекрасного», воплощенного в Мышкине».

 

«Однозначно можно сказать, что это результат наших совместных с актерами усилий, — пояснил историю воплощения замысла режиссер и драматург новосибирской версии романа «Идиот» Андрей Прикотенко. — Мы стали обсуждать, кому Достоевский понравился. Что это Настасья Филипповна вообще? «Вообще ее не понимаю, она меня раздражает», — было единое мнение у женской части коллектива. И вдруг возник вопрос, который потом перешел в спектакль, и, мне кажется, это одно из самых сильных его мест: «Вот скажи, а ты хотела бы, чтобы твою дочку, как по обстоятельствам этого романа, изнасиловали в 12 лет, а потом дали бы ей все то, что у нее есть: образование, деньги и все прочее?» И только в этот момент произошла какая-то связка с этим произведением».

 

31 мая спектакль «Идиот» театра «Старый дом» стал участником XXII Международного театрального фестиваля «Радуга». Форум ведет свою историю с февраля 2000 года и на сегодняшний день является одним из самых известных театральных фестивалей России. Концепция «Радуги» — современная драматургия для молодежи, новые театральные формы и актуальная режиссура. В программе этого года были представлены спектакли ведущих режиссеров со всей страны. Среди них — постановки Уланбека Баялиева, Жени Беркович, Дмитрия Егорова, Сергея Женовача, Айдара Заббарова, Юрия Муравицкого, Андрея Прикотенко и других.

 

Новосибирский спектакль был сыгран в городе на Неве всего один раз — на Новой сцене Александринского театра. Увидеть работу артистов «Старого дома» смогла не только фестивальная публика, но и коллеги по цеху. Спектакль посмотрели литовский театральный режиссер Оскарас Коршуновас; российский режиссер, драматург, актер Юрий Муравицкий; театральный режиссер, педагог, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства Вениамин Фильштинский; худрук Александринки, народный артист России Валерий Фокин. «Спектакль хороший, интересный, — отметил Валерий Владимирович после просмотра спектакля в личной беседе с режиссером Андреем Прикотенко. — Мне понравилось, что сделана современная работа про сегодня. Создана не интерпретация или инсценировка, а новая история и новый текст! Хороший актерский ансамбль. Я доволен, что посмотрел этот спектакль».

 

Анатолий Григорьев интервью

 

Познакомились с работой новосибирского театра «Старый дом» и известные критики. Так, журналист, публицист, музыкальный и арт-критик Гюляра Садых-заде отметила в своем личном блоге: «Сильный спектакль. Задевает за живое. Ужасает. Зло как оно есть — проникшее в самую ткань жизни, разъедающее отношения, людей, все вокруг. Прикотенко написал потрясающий, умный текст. Куча аллюзий, масса мыслей, сопряжение с нашим временем… Все играли на разрыв аорты, буквально. В зеркальном выморочном пространстве, с этим жутким душем Шарко: вода хлещет, главный герой вечно босиком, вечно мокрый, тащит это кресло несуразное, обмотанное шлангами, как крест на Голгофу». А увидевший спектакль «Идиот» во второй раз театровед и театральный критик Павел Руднев отметил, что работа новосибирцев со временем стала еще мощнее и объемнее.

 

В первые дни июня труппа «Старого дома» вернулась в Новосибирск. Впрочем, на этом фестивальная история спектакля «Идиот» не заканчивается. Следующей точкой на гастрольной карте театра станет XI Платоновский фестиваль искусств. Показы новосибирской версии романа Достоевского пройдут 9 и 10 июня на сцене Камерного театра в Воронеже.

 

Фото Василия Вагина


The article mentions:


Peoples:

perfomances: