Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Новые локации на гастрольной карте новосибирского «Идиота»

09 июня 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

Спектакль «Идиот» театра «Старый дом» пустился во все гастрольные. Получив три награды фестиваля «Ново-Сибирский транзит» в родном городе, труппа отправилась покорять театральные столицы. 27 и 28 мая новосибирские артисты сыграли спектакль «Идиот» в постановке Андрея Прикотенко на площадке московского Электротеатра Станиславский в рамках специальной программы «Достоевский и театр» фестиваля «Золотая маска», а 31 мая вышли на Новую сцену Александринского театра в Санкт-Петербурге, чтобы принять участие в XXII Международном театральном фестивале «Радуга».

 

Спектакль Андрея Прикотенко "Идиот" на фестивале "Радуга" Санкт-Петербург

 

Программа «Достоевский и театр» — одно из центральных событий в праздновании 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, проходившее в двух накрепко вплетенных в биографию писателя городах — Москве, где Достоевский родился, провел свою юность и куда возвращался едва ли не каждый год до самой смерти, и Омске, в котором будущему классику русской литературы пришлось отбывать каторгу, предназначенную для самых опасных преступников. Афишу программы «Достоевский и театр» составили постановки, ставшие номинантами и лауреатами премии «Золотая маска», а также знаковые премьеры последнего сезона, созданные по произведениям классика. Зрителям было представлено 16 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Севастополя и Новосибирска. Все спектакли специальной программы, по мнению генерального директора фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной, отличают неожиданные постановочные решения, пристальное внимание к сложнейшему мировоззрению Достоевского и смелое обращение с авторским словом. «Очень много Андрей Прикотенко сделал с современными текстами, — отметила Мария Евсеевна по поводу спектакля «Идиот» театра «Старый дом». — И это очень неожиданно, но очень интересно. Спектакль идет четыре часа, но ты даже не замечаешь этого времени. Просто разговор идет о самих нас, о наших современниках. Это чрезвычайно привлекательно».

 

Два московских показа нашумевшего «Идиота» в исполнении артистов театра «Старый дом» прошли 27 и 28 мая на знакомой новосибирской труппе по конкурсной программе фестиваля «Золотая маска» площадке Электротеатра Станиславский. Билеты, как и ко дню мартовского визита спектакля Андрея Прикотенко в Москву, были раскуплены в считанные часы, и рунет полнился жалобами на упущенную возможность увидеть своими глазами один из самых ярких спектаклей прошлого театрального сезона.

 

Кроме того, 28 и 29 мая в Новом пространстве Театра Наций прошла конференция «Достоевский и театр». Серия открытых дискуссий и встреч с режиссерами, писателями и учеными была посвящена значению наследия Ф. М. Достоевского для театра, а также исследованию самого понятия театральности в произведениях писателя. Куратором конференции стал известный журналист, редактор, музыкальный критик и радиоведущий Юрий Сапрыкин, а одним из приглашенных спикеров — главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко. Андрей Михайлович выступил в первый день конференции в тандеме с хорошо знакомым новосибирскому зрителю режиссером Максимом Диденко. Оба мастера работали с текстом романа «Идиот». Однако если у Диденко за мрачной философией автора вскрывается клоунская гримаса, то у Прикотенко речь идет о зле, которое из таинственных глубин души перебирается в мир материальный и меняет свою непостижимую субстанцию на хорошо знакомую нашим современникам форму. Тема дискуссии — «Между абьюзом и клоунадой» — затронула проблему отражения метафизики Достоевского на современной сцене и возникновение новых трактовок и акцентов.

 

Андрей Прикотенко на встрече Достоевский и театр

 

Юрий Сапрыкин охарактеризовал новосибирского «Идиота» как «мощный, сильный спектакль об очень тяжелых вещах» и отметил радикальный подход к работе с первоисточником: «Прикотенко с актерами пересобирает текст так, что меняется смысл самого «достоевского» страдания — и, с другой стороны, всего «положительно прекрасного», воплощенного в Мышкине».

 

«Однозначно можно сказать, что это результат наших совместных с актерами усилий, — пояснил историю воплощения замысла режиссер и драматург новосибирской версии романа «Идиот» Андрей Прикотенко. — Мы стали обсуждать, кому Достоевский понравился. Что это Настасья Филипповна вообще? «Вообще ее не понимаю, она меня раздражает», — было единое мнение у женской части коллектива. И вдруг возник вопрос, который потом перешел в спектакль, и, мне кажется, это одно из самых сильных его мест: «Вот скажи, а ты хотела бы, чтобы твою дочку, как по обстоятельствам этого романа, изнасиловали в 12 лет, а потом дали бы ей все то, что у нее есть: образование, деньги и все прочее?» И только в этот момент произошла какая-то связка с этим произведением».

 

31 мая спектакль «Идиот» театра «Старый дом» стал участником XXII Международного театрального фестиваля «Радуга». Форум ведет свою историю с февраля 2000 года и на сегодняшний день является одним из самых известных театральных фестивалей России. Концепция «Радуги» — современная драматургия для молодежи, новые театральные формы и актуальная режиссура. В программе этого года были представлены спектакли ведущих режиссеров со всей страны. Среди них — постановки Уланбека Баялиева, Жени Беркович, Дмитрия Егорова, Сергея Женовача, Айдара Заббарова, Юрия Муравицкого, Андрея Прикотенко и других.

 

Новосибирский спектакль был сыгран в городе на Неве всего один раз — на Новой сцене Александринского театра. Увидеть работу артистов «Старого дома» смогла не только фестивальная публика, но и коллеги по цеху. Спектакль посмотрели литовский театральный режиссер Оскарас Коршуновас; российский режиссер, драматург, актер Юрий Муравицкий; театральный режиссер, педагог, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства Вениамин Фильштинский; худрук Александринки, народный артист России Валерий Фокин. «Спектакль хороший, интересный, — отметил Валерий Владимирович после просмотра спектакля в личной беседе с режиссером Андреем Прикотенко. — Мне понравилось, что сделана современная работа про сегодня. Создана не интерпретация или инсценировка, а новая история и новый текст! Хороший актерский ансамбль. Я доволен, что посмотрел этот спектакль».

 

Анатолий Григорьев интервью

 

Познакомились с работой новосибирского театра «Старый дом» и известные критики. Так, журналист, публицист, музыкальный и арт-критик Гюляра Садых-заде отметила в своем личном блоге: «Сильный спектакль. Задевает за живое. Ужасает. Зло как оно есть — проникшее в самую ткань жизни, разъедающее отношения, людей, все вокруг. Прикотенко написал потрясающий, умный текст. Куча аллюзий, масса мыслей, сопряжение с нашим временем… Все играли на разрыв аорты, буквально. В зеркальном выморочном пространстве, с этим жутким душем Шарко: вода хлещет, главный герой вечно босиком, вечно мокрый, тащит это кресло несуразное, обмотанное шлангами, как крест на Голгофу». А увидевший спектакль «Идиот» во второй раз театровед и театральный критик Павел Руднев отметил, что работа новосибирцев со временем стала еще мощнее и объемнее.

 

В первые дни июня труппа «Старого дома» вернулась в Новосибирск. Впрочем, на этом фестивальная история спектакля «Идиот» не заканчивается. Следующей точкой на гастрольной карте театра станет XI Платоновский фестиваль искусств. Показы новосибирской версии романа Достоевского пройдут 9 и 10 июня на сцене Камерного театра в Воронеже.

 

Фото Василия Вагина


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: