Премьера

21.12.2019
Путешествие Нильса с дикими гусями

Путешествие Нильса с дикими гусями

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

09 Декабря, понедельник

Река Потудань (Международный Рождественский фестиваль искусств)

подробнее >

Идиот

Андрей Прикотенко

Аннотация


 

Князь Мышкин всегда был одной из главных загадок русской культуры. Еще в 1869 году Достоевский создал великое противоречие: задумал историю о положительно прекрасном человеке и назвал ее «Идиот». И вот уже больше 150 лет над комплексом Мышкина бьются режиссеры, ученые, художники, актеры, пытаясь вскрыть его странную и таинственную природу. Владимир Набоков, Георгий Товстоногов, Иннокентий Смоктуновский, Акира Куросава, Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Константин Богомолов и многие другие включились в неистовый спор о «бедном рыцаре», но вопрос о нем не исчерпан.

Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс. Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Давайте приблизимся к разгадке вместе.

 


Из отзывов о герое и сюжете романа «Идиот»

Федор Достоевский: «Неужели фантастичный мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности становятся фантастичными. Но нечего говорить! В романе много написано наскоро, много растянуто и не удалось, но кой-что и удалось. Я не за роман, а за идею мою стою...»

Лев Шестов: «Нет, князь Мышкин — одна идея, т.е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».

Владимир Набоков: «Интересно проследить литературную родословную его героев. Его любимец, герой древнерусского фольклора Иванушка-дурачок, которого братья считают бестолковым придурком, на самом деле дьявольски изворотлив. Совершенно бессовестный, непоэтичный и малопривлекательный тип, олицетворяющий тайное торжество коварства над силой и могуществом, Иванушка-дурачок, сын своего народа, пережившего столько несчастий, что с лихвой хватило бы на десяток других народов, — как ни странно, прототип князя Мышкина, главного героя романа Достоевского «Идиот», положительного, чистого, невинного дурачка, источающего смирение, самоотречение и душевный мир. У князя Мышкина, в свою очередь, есть внук, недавно созданный современным советским писателем Михаилом Зощенко, — тип бодрого дебила, живущего на задворках полицейского тоталитарного государства, где слабоумие стало последним прибежищем человека».

Георгий Товстоногов: «Нас не интересовала проблема власти денег в 60-х годах прошлого столетия, нас интересовало другое: Достоевский через образ Мышкина апеллирует к самым сокровенным тайникам человеческой души. От общения с кристально чистым и неизмеримо добрым человеком — люди сами становятся чище и добрее. Доброта Мышкина побеждает многие низменные чувства окружающих его людей, утверждает в душах наших современников высокую истину: "Человек человеку — друг, товарищ и брат"».

Евгений Миронов: «В Достоевском есть и Мышкин, и Рогожин. Почему герои Достоевского всегда так потрясали соотечественников? И почему никто до конца не мог поверить, что они существуют? Говорили, что они вымышлены, из области фантастики. Потому что там такие фразы, которые человек не может ни придумать, ни подглядеть за кем-нибудь (ведь часто предметом исследования писателей становятся какие-то интересные личности или случаи). А находит их в себе, достает из себя! Либо чистоту немыслимую, либо черноту. Все - из себя. Честно. Болезненно».

 


Из истории создания романа «Идиот»

Достоевский написал роман «Идиот», живя за границей — в Швейцарии, Германии, Италии. Первые наброски появились в сентябре 1867 года, однако идея претерпевала значительные изменения, поэтому процесс создания растянулся почти на полтора года и завершился только в январе 1869, в Италии. Во Флоренции на площади перед палаццо Питти на одном из домов висит мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Достоевский написал роман «Идиот».

Достоевский разъясняет сущность романа в письме С.А. Ивановой: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо».

Почему роман «Идиот» был написан за границей? Достоевский уехал из Петербурга, чтобы спокойно работать и зарабатывать деньги в дали от кредиторов, требующих возврата денег: за Достоевским числились долги его покойного брата. Достоевскому угрожали тюрьмой («долговой ямой»). В такой нервной обстановке писатель не мог создать ничего достойного и коммерчески успешного. Его постоянно мучили припадки эпилепсии. Именно поэтому Достоевский был вынужден покинуть Россию, чтобы сосредоточиться на работе и заработать деньги — в том числе для уплаты долгов брата.

В ходе сочинения романа с Достоевским произошло трагическое событие. Дочь писателя Соня, его первый ребенок, скончалась спустя три месяца после рождения. Достоевский и его жена тяжело переносили потерю своего первого ребенка. Сам Достоевский не мог какое-то время даже писать роман. Однако он не мог позволить себе не работать: у него были обязательства перед журналом «Русский вестник». Чтобы уложиться в сроки, убитый горем Достоевский снова взялся за работу и писал без остановки. По-своему роман «Идиот» помог писателю пережить смерть дочери и вернуться к жизни.

 


 

Марина Давыдова, театральный критик, режиссер, главный редактор жернала "Театр.": "После безвременно погибшего и выдающегося, на мой взгляд, спектакля Константина Богомолова "Князь" "Идиот" Прикотенко – самая интересная, самая впечатляющая и самая убедительная попытка взглянуть на коллизии романа Достоевского его героев из сегодняшнего дня. Господа театроведы, граждане критики, товарищи эксперты из «Золотой маски», не пропустите «Идиота»!

 

Татьяна Шипилова, журналист, театральный критик: "Понимаю, что буду теперь завидовать каждый вечер, когда в афише значится это название... Спектакль прорывный, спектакль-открытие по многим параметрам. И, безусловно, невероятно мощный актерски. Иных персонажей (исполнителей!), хотя они современные и живут в XXI веке, - вот не боюсь преувеличений - прямо-таки поцеловал (поцеловал бы) Достоевский. Браво, "Старый дом", браво!"

 

Владимир Спешков, театральный критик: "Сибирский Достоевский - "Идиот" Андрея Прикотенко в новосибирском "Старом доме" - произвел ничуть не меньшее впечатление, чем "Униженные и оскорбленные" из Дрездена. Четыре с половиной часа, и ни секунды пустоты или скуки. Зеркальный тоннель от художницы Ольги Шаишмелашвили и актерские работы высокого класса".

 

Юлия Чурилова, директор "Первого театра": "Идиот" - умный и красивый и магнетический (да, оказывается и так можно!) спектакль европейского уровня. 4 часа плотного театрального удовольствия, к театральному добавляется удовольствие филологическое. Достоевский звучит, иногда кажется, что через Сорокина, через Прикотенко - точно, остро, смешно. Новые актёрские лица - в точку. Логоцентричный спектакль к третьему действию заходит на территорию театра художника и композитора. Спасибо театр "Старый дом"! 

 

Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий: "Каждую минуту спектакль заставляет думать. Не всегда о вечном. А вот прямо о том, что происходит перед тобой здесь и сейчас. Актёры прекрасны, сцены графичны, текст объемный - не потому, что его много, а потому, что он в отличие от очень многих современных экспериментов не дополнение из слов к действию, а хороший литературный текст... Самое страшное в безумных и прекрасных мирах - это их притягательность. В них хочется оказаться снова.  Потому что всегда остается мысль, что, возможно, ты не до конца понял этот самый Смысл Над Сюжетом, сложенный из взглядов, слов, жестов, интонацией, света, мрака, что надо еще раз посмотреть внимательней и предположить другую логику в этом всем мелькании всего вот этого вот во всем вот этом вот. Вполне возможно, здесь и кроется причина жить: не до конца разгаданный замысел, который дьявольски (яблоко познания было все-таки отравляющим), чертовски хочется отгадать, не довольствуясь сегодняшним вариантом ответа".

 

 

Действующие лица и исполнители


Лев Николаевич Мышкин-Григорьев Анатолий    

Настасья Филипповна Барашкова-Лозовая Альбина    

Парфен Семенович Рогожин-Вострухин Александр    

Лизавета Прокофьевна Епанчина-Чернобаева Лариса    

Иван Федорович Епанчин-Сенько Андрей    

Аглая Ивановна Епанчина-Пантелеева Анастасия    

Александра Ивановна Епанчина-Васильева Софья    

Аделаида Ивановна Епанчина-Войтенко Ксения    

Нина Александровна Иволгина-Немцева Наталья    

Ардалион Александрович Иволгин-Кораблин Юрий    

Гаврила Ардалионович Иволгин-Латышев Ян     

Варвара Ардалионовна Иволгина-Серкова Наталья    

Иван Александрович Птицын-Варава Евгений    

Белоконская-Иванова Халида    

Ипполит Терентьев-Мамлин Тимофей     

Афанасий Иванович Тоцкий-Кочетков Станислав    Байтенгер Василий    

Евгений Павлович Радомский-Саянок Виталий    

Ближайшие показы


2020-01-11 16:00
2020-01-12 17:00
2020-02-21 18:00
2020-02-22 17:00
2020-02-23 17:00

посмотреть афишу

О спектакле

  • Премьера:28.09.2019
  • Продолжительность:3 часа 50 минут

Пресса

Наталья 21.11.2019 в 04:16 # Ответить
Идиот.....
Я потеряла дар речи после просмотра этого спектакля. Я смогла выражать свои эмоции только через сутки. Это не с чем не сравнимые « до селе» чувства. Эмоции парализовали мозг, я впервые почувствовала такое) Игра актеров просто поразила, она за гранью реальности. Кажется, что так «играть» невозможно, так только можно «жить»! Но жить так страшно!! Сказать, что этот спектакль шедевр, «бомба» или «пушка»- это сказать «нечего». Для меня эта постановка стала Вселенной, вот это самое то слово, которое выражает мои безграничные эмоции. От всей души благодарю Вас!
Ольга 20.10.2019 в 00:25 # Ответить
Открыли для себя этот спектакль в рамках фестиваля "Хаос". И это было потрясающе! Хочется сказать спасибо всем участникам данного события. Когда это произведение я читала/смотрела ранее главные герои были заранее определены. Здесь же, каждый раз когда кто-то говорил или выходил на передний план это был главный герой. Про каждого из участников спектакля можно говорить много, хотелось бы выделить Кораблина Юрия, Иволгин старший просто потрясающий! Открытием было и то, что в таком произведении есть место юмору, современные находки режиссера очень здорово вписались в серьезные диалоги. Что-то новое услышала для себя в монологах героев. Эмоций много, 4 часа 20, пролетели на одном дыхании. Спасибо большое еще раз всем кто трудился над этим спектаклем. Хотелось бы сказать красивым литературным языком, но не могу подобрать слов, в общем это было офигенно!!!!

ОтменитьДобавить комментарий