Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Идиот
Андрей Прикотенко
Постановщики
Режиссёр-Андрей Прикотенко
Художник-Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету-Игорь Фомин
Видеохудожник-Константин Щепановский
Композитор-Александр Карпов
Креативный продюсер-Оксана Ефременко
Действующие лица и исполнители
Лев Николаевич Мышкин-Анатолий Григорьев
Настасья Филипповна Барашкова-Альбина Лозовая
Парфен Семенович Рогожин-Александр Вострухин
Лизавета Прокофьевна Епанчина-Лариса Чернобаева
Иван Федорович Епанчин-Андрей Сенько
Аглая Ивановна Епанчина-Анастасия Пантелеева
Александра Ивановна Епанчина-Софья Исупова
Аделаида Ивановна Епанчина-Ксения Войтенко
Нина Александровна Иволгина-Наталья Немцева
Ардалион Александрович Иволгин-Юрий Кораблин
Гаврила Ардалионович Иволгин-Ян Латышев
Варвара Ардалионовна Иволгина-Наталья Серкова
Иван Александрович Птицын-Евгений Варава
Белоконская-Халида Иванова
Ипполит Терентьев-Тимофей Мамлин
Афанасий Иванович Тоцкий-Станислав Кочетков Василий Байтенгер
Евгений Павлович Радомский-Виталий Саянок
Аннотация
«Представьте, что «Идиота» Достоевского решила взять в оборот корпорация Netflix. Что все роли играют актеры, наделенные поистине голливудским лоском. Что, отражаясь в темных зеркальных стенах, они кажутся сошедшими со страниц модного лукбука. Что текст романа полностью переписан современным языком, а за каждым словом есть жесткая психологическая мотивация. Располагая одной из лучших в России актерских трупп, театр «Старый дом» не боится сериальной протяженности: ведь «Идиот» – по-настоящему остросюжетный спектакль. Хрупкая, как фарфоровая статуэтка, и по-звериному яростная Альбина Лозовая играет в Настасье Филипповне боль растоптанного детства, и контакт с князем Мышкиным – Анатолием Григорьевым базируется на общей нежности к «Ну, погоди!». Вот только князь-интеллектуал не в силах совладать со своей физиологией (и это отнюдь не только эпилепсия), и уже разрушена жизнь другого подростка – Аглаи (Анастасия Пантелеева). Незадолго до финала Настасья Филипповна и Мышкин на мгновение застынут в мизансцене «пьета», но это отсылка скорее к Ким Ки Дуку, чем к Микеланджело: режиссера Андрея Прикотенко интересует не столько метафизика, сколько парадоксы человеческих характеров, запал страсти и предел слабости?» – Юлия Клейман
Князь Мышкин всегда был одной из главных загадок русской культуры. Еще в 1869 году Достоевский создал великое противоречие: задумал историю о положительно прекрасном человеке и назвал ее «Идиот». И вот уже больше 150 лет над комплексом Мышкина бьются режиссеры, ученые, художники, актеры, пытаясь вскрыть его странную и таинственную природу. Владимир Набоков, Георгий Товстоногов, Иннокентий Смоктуновский, Акира Куросава, Федор Бондарчук, Евгений Миронов, Константин Богомолов и многие другие включились в неистовый спор о «бедном рыцаре», но вопрос о нем не исчерпан.
Режиссёр и автор инсценировки Андрей Прикотенко переносит действие известного романа в современность и предлагает собственный взгляд на его события. С одной оговоркой — в версии «Старого дома» каждый персонаж этой истории приобрел мышкинский комплекс. Настасья Филипповна, Ганя, Аглая, Рогожин, Елизавета Прокофьевна, Терентьев, Иволгин и даже Птицын стали материалом расследования. Они превратились в своего рода детективные сюжеты, которые увлекательно разворачиваются в процессе движения спектакля. Одно безусловно: Мышкин и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Давайте приблизимся к разгадке вместе.
Из отзывов о герое и сюжете романа «Идиот»
Федор Достоевский: «Неужели фантастичный мой "Идиот" не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности становятся фантастичными. Но нечего говорить! В романе много написано наскоро, много растянуто и не удалось, но кой-что и удалось. Я не за роман, а за идею мою стою...»
Марина Давыдова, театральный критик, режиссер, главный редактор журнала «ТЕАТР.»: «После безвременно погибшего и выдающегося, на мой взгляд, спектакля Константина Богомолова "Князь" "Идиот" Прикотенко – самая интересная, самая впечатляющая и самая убедительная попытка взглянуть на коллизии романа Достоевского его героев из сегодняшнего дня. Господа театроведы, граждане критики, товарищи эксперты из «Золотой маски», не пропустите "Идиота"»!
Татьяна Шипилова, журналист, театральный критик: «Понимаю, что буду теперь завидовать каждый вечер, когда в афише значится это название... Спектакль прорывный, спектакль-открытие по многим параметрам. И, безусловно, невероятно мощный актерски. Иных персонажей (исполнителей!), хотя они современные и живут в XXI веке, - вот не боюсь преувеличений - прямо-таки поцеловал (поцеловал бы) Достоевский. Браво, "Старый дом", браво!»
Владимир Спешков, театральный критик: «Сибирский Достоевский — "Идиот" Андрея Прикотенко в новосибирском "Старом доме" - произвел ничуть не меньшее впечатление, чем "Униженные и оскорбленные" из Дрездена. Четыре с половиной часа, и ни секунды пустоты или скуки. Зеркальный тоннель от художницы Ольги Шаишмелашвили и актерские работы высокого класса».
Юлия Чурилова, директор «Первого театра»: «"Идиот" - умный и красивый и магнетический (да, оказывается и так можно!) спектакль европейского уровня. 4 часа плотного театрального удовольствия, к театральному добавляется удовольствие филологическое. Достоевский звучит, иногда кажется, что через Сорокина, через Прикотенко - точно, остро, смешно. Новые актёрские лица - в точку. Логоцентричный спектакль к третьему действию заходит на территорию театра художника и композитора. Спасибо театр "Старый дом"!»
Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий: «Каждую минуту спектакль заставляет думать. Не всегда о вечном. А вот прямо о том, что происходит перед тобой здесь и сейчас. Актёры прекрасны, сцены графичны, текст объемный - не потому, что его много, а потому, что он в отличие от очень многих современных экспериментов не дополнение из слов к действию, а хороший литературный текст... Самое страшное в безумных и прекрасных мирах - это их притягательность. В них хочется оказаться снова. Потому что всегда остается мысль, что, возможно, ты не до конца понял этот самый Смысл Над Сюжетом, сложенный из взглядов, слов, жестов, интонацией, света, мрака, что надо еще раз посмотреть внимательней и предположить другую логику в этом всем мелькании всего вот этого вот во всем вот этом вот. Вполне возможно, здесь и кроется причина жить: не до конца разгаданный замысел, который дьявольски (яблоко познания было все-таки отравляющим), чертовски хочется отгадать, не довольствуясь сегодняшним вариантом ответа».
«Идиот» вошел в десятку лучших спектаклей 2019 года по версии Ассоциации театральных критиков России.
Спектакль-участник Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска»-2021 в рекордных 11 номинациях:
Драма/спектакль малой формы, драма/работа режиссера (Андрей Прикотенко), драма/женская роль (Альбина ЛОЗОВАЯ — Настасья Филипповна, Анастасия ПАНТЕЛЕЕВА — Аглая), драма/мужская роль (Анатолий Григорьев — Мышкин), драма/женская роль второго плана (Наталья Серкова — Варвара Иволгина), драма/мужская роль второго плана (Ян Латышев — Ганя Иволгин, Тимофей Мамлин — Ипполит Терентьев), драма/работа художника (Ольга Шаишмелашвили), драма/работа художника по костюмам (Ольга Шаишмелашвили), драма/работа художника по свету (Игорь Фомин).
Спектакль-участник VI Межрегионального театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск)
Ближайшие показы
2021-03-27 17:00
2021-03-28 17:00
2021-04-17 17:00
2021-04-18 17:00
О спектакле
- Премьера:28.09.2019
- Продолжительность:3:50
пресса
- Фестиваль «Золотая маска» запускает спецпроект к 200-летию Достоевского, ТАСС
- Интервью актера театра «Старый дом» Анатолия Григорьева 49 каналу , Телестудия «Репортер» (49 канал)
- Что смотреть на «Золотой маске». Часть II: не-Москва. Выбор Ольги ФедянинойОльга Федянина, Журнал "Коммерсантъ Weekend"
- Новосибирский «Идиот» попал в объектив кинокамерыЮлия Щеткова, Новая Сибирь
- Номинация на театральную премию «Золотая маска» спектакля «Идиот». Сергей Костриков, Олеся Каковкина, Программа «Пять вечеров»
- Театральный Новосибирск порадовал экспертов фестиваля «Золотая Маска»Алексей Кудинов, Культурный максимум, ОТС
- Приготовьте ваши «Маски» и перчатки. «Золотая маска» объявила номинантовТатьяна Кузнецова, Ольга Федянина, Сергей Ходнев, Коммерсант
- Новосибирские театры получили двадцать номинаций на «Золотую маску»Юлия Щеткова, Новая Сибирь
- Театральный критик Павел Руднев о спектакле Андрея Прикотенко «ИДИОТ»Дмитрий Трубочкин, Телеканал «Культура»
- В зоне конфликтаТатьяна Джурова, "Flying Critic"
- Актуальный «Хаос»Антон Алексеев, «Экран и сцена», № 23 за 2019 год
- Война, мир, любовь и нелюбовь: три премьеры на новосибирской сценеЕвгения Буторина, Ревизор.ru
- Фестиваль "ХАОС" представил в Новосибирске театральный авангардКристина Матвиенко, Российская газета
- Андрей Прикотенко: «Режиссер, как Бог, создает новые художественные миры»Татьяна Евстигнеева, Собака.ru
- Травма вместо любвиАнна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал
- «Идиот» Андрея Прикотенко: расследование и приговорТатьяна Тихоновец, Театр.
- Между телом и духомМарина Шабанова, Ведомости Законодательного Собрания НСО
- Тихо, идёт операция!Наталия Дмитриева, Ведомости Законодательного Собрания НСО
- В театре "Старый дом" премьера спектакля по роману Фёдора Достоевского "Идиот"Алексей Кудинов, ОТС
- Андрей Прикотенко: В какой жизни я живу, в такой и ставлюМарина Вержбицкая, Новая Сибирь
- Театр "Старый дом" начинает новый сезонТатьяна Никольская, ОТС. Утро.Ничего лишнего
- Новые времена «Старого дома»Евгения Буторина, Пенсионеры-online
- И кто же тут «идиот»?, Ведомости Законодательного Собрания НСО
- Театр «Старый дом» обнародовал планы на сезонАлександрина Шаклеева, Театр.
- Театр «Старый дом» пообещал наводнить город ДостоевскимиЕкатерина Макаркина, Новосибирские Новости
- 49 канал о творческих планах "Старого дома" на новый сезонЕлена Юрченко, 49 канал
- Андрей Прикотенко анонсировал свою премьеру в «Старом доме», Сиб.фм