Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

22 Декабря, воскресенье

Цветы для Элджернона

подробнее>

Фестиваль "ХАОС" представил в Новосибирске театральный авангард

26 ноября 2019
Кристина Матвиенко Российская газета

Фестиваль «ХАОС» прошел в Новосибирске впервые. В городе с богатой и разнообразной культурной жизнью инициатива театра «Старый дом» и куратора Оксаны Ефременко прозвучала, тем не менее, очень весомо и ярко. Дело в программе: спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание» (петербургский «Приют комедианта») соседствовал с экспериментами театров ТРУ, post, а еще — с постановкой «Индивиды и атомарные предложения», поставленной Всеволодом Лисовским в казанском «Углу».

 

Здесь же состоялась премьера «Идиота» Андрея Прикотенко, показали и три зарубежных спектакля - дрезденских «Униженных и оскорбленных», финский «Марат/Сад» и польскую «Фрекен Жюли» из театра Людовы. Разбавили афишу, сфокусированную на «актуальном театре», образовательные программы — от лекций до зрительского клуба, и арт-резиденция для молодых художников, которую театральный документалист Михаил Патласов приурочил к книге Умберто Эко «История красоты».

 

Желание показать авангард современного российского театра команда «ХАОСА» реализовала: за десять дней можно было увидеть целый спектр взаимоотношений художников с форматами и текстом.

 

Так, «Идиот» Андрея Прикотенко, четырехчасовое путешествие в ад по мотивам Достоевского, через этюды актуализирует содержание романа, приноравливая его к психофизике современного человека и переписывая лексически почти набело. В этом раскладе Аглая — активистка, ее родители — успешные новые буржуа, чье благополучие зависит от власти, Настасья Филипповна — пережившая насилие истеричка, убивший ее Рогожин ходит в спортивном костюме и имеет брутальный вид пригородной шпаны. Только Мышкин оставлен как есть — в облике добровольного мученика, использующего странные слова и совершающего странные поступки.

 

В дрезденских «Униженных и оскорбленных» Себастьяна Хартманна Достоевский разъят на микроны. Их бравые немецкие артисты пересобирают на наших глазах, добывая энергию сегодняшнего города и тяжелой жизни его бедных, обиженных судьбой обитателей. Огромный спектакль почти весь построен на живом, здесь и сейчас рождающемся диалоге - актерам дана свобода выбора фрагментов текста или же проговаривания его от первого лица. Второй источник — лекция Вольфрама Лотца о гамбургской драматургии, которая словно комментирует происходящее между героями «Униженных», но с точки зрения искусства театра.

 

Участники арт-резиденции Михаила Патласова номинально отталкивались от «Истории красоты», но в действительности каждый попытался обратить внимание зрителей на что-то важное — и это не всегда было про красоту. Тем интересней.

 

Варвара Попова сделала форум-театр про буллинг в школе «Мы», задев людей в зале самой темой и ее подачей. Форум-театр - давно разработанная Аугусто Боалем технология, лежащая на границе между искусством и терапией. Но каждый раз, будучи наложена на локальный контекст, она безотказно срабатывает детонатором настроений зала.

 

Совсем иначе, но тоже вторгался в территорию личного, Андрей Короленко из театра «Синестетика» с перформансом «Я (не) буду». Его участницы показывали зрителям уроки тактильных контактов: приглашая поочередно почти всех из примерно двух десятков зрителей на сцену, они словно проверяли нас всех на свободу и открытость.

 

Журналисты и блогеры Олег Циплаков и Евгений Зайцев сделали перформанс в пустующем ангаре «Меги» и посвятили его России, красоте и Константину Богомолову. Полудикое действие «Скажешь, когда хватит» представляет из себя микс из звучащих текстов Эко, застолья с разговорами, возложения венков к портрету Богомолова и коллективного караоке под Меладзе. Весело пошутив на все топовые «злобы дня», создатели объяснили, что делают тот театр, который нравится им самим.

 

Сам Патласов вместе с артистами «Старого дома» устроил бродилку по Ikea с остановками в уютных комнатках, предназначенных для счастливой семейной жизни, заглядывая в которые, зритель мог услышать документальные разговоры о разном — о красоте в том числе. Используя предельно повседневное в качестве материала, Михаил Патласов предложил посмотреть на него в ином ракурсе. Живая речь сделала более отчужденным пространство магазина, имитирующего райскую жизнь, но, конечно же, не гарантирующего настоящего счастья. Этот красивый жест и увенчал «ХАОС», который благодаря своему названию, концепции и очень открытой новосибирской публике имеет все шансы на долгую счастливую жизнь.

 


В статье упомянуты:


спектакли: