Премьера

23.04.2022
Сцены из супружеской жизни

Сцены из супружеской жизни

 

26.03.2022
Кто разбудил Дракона?

Кто разбудил Дракона?

 

26.03.2022
Горизонт событий

Горизонт событий

 

27.03.2022
176

176

 

27.03.2022
Can trust

Can trust

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Января, четверг

Sociopath / Гамлет

подробнее>

Покорить Эверест

06 декабря 2021
Наталия Дмитриева ВЕДОМОСТИ НСО

Наталья Серкова

 

У актрисы театра «Старый дом» Натальи Серковой — уникальная органика искреннего человека, который не играет, а дышит на сцене. Подвижная как ртуть, честная в роли и в жизни, самоироничная, глубокая и завораживающе эмоциональная — общение с Наташей напоминает бокал энергетического коктейля, после которого хочется встать, бежать и творить.

 

— Знаю, что ваш путь в Новосибирский театральный институт был не совсем обычный.

 

— В детстве я не мечтала, как все девочки, стать актрисой. Занималась вокалом и танцами и думала, что стану певицей. Родилась в Кыргызстане, а когда мне исполнилось 12 лет, мы всей семьёй переехали в Россию — в маленький город Алейск Алтайского края. Там я продолжила заниматься музыкой — в Алейске не было театра, и я, если честно, даже не представляла, что это такое. А за год до выпускного нас классом повезли в Барнаул на спектакль «Три сестры» в Молодёжный театр Золотухина. Помню, я сидела на балконе, смотрела на сцену, отчасти не понимая, что там происходит, и вдруг отчётливо поняла, что буду актрисой. Когда спектакль закончился, я сказала классному руководителю: «Решено! Я буду актрисой». Мой классный руководитель Светлана Витальевна Тонких ответила: «Я тоже хотела стать актрисой. Давай, мы тебя подготовим». Алейск очень далёк от театральной профессии, это город военных, врачей, учителей и полицейских. Поэтому никто не знал, как нужно правильно готовиться к поступлению в театральный институт. Один педагог, которая работала в местном Доме офицеров, дала мне очень странную программу: я читала отрывок из прозы Горького «Сказки об Италии», где мать убивает своего сына, и декламировала стихи Рождественского о девочках, которые воевали и убивали. В общем, если ты решила работать в драматическом театре, значит, и программа должна быть соответствующая.

 

— Сложно было учиться?

 

— Я поступила в мастерскую Андрея Владимировича Бутрина, но весь первый и второй курс была в числе отстающих. Сомневалась в себе, думала об уходе, рефлексировала по поводу каждой неудачи сильно. И только с третьего курса собралась и включилась в работу — даже сдала госэкзамены на пятёрку. На четвёртом курсе я поставила спектакль на себя, чтобы привлечь внимание режиссёров, которые разбирают студентов после выпуска. Идея была проректора Василия Ивановича Кузина, я собрала студентов, которые вызвались мне помочь, и мы поставили спектакль по повести Алексея Толстого «Гадюка». Там было много всего, но это не помогло — после выпуска я осталась без театра. А это для студента театрального института самое страшное: ты понимаешь, что никому не нужен, и это может вызвать настоящую панику.

 

Наташа Серкова

 

— Ничего себе. Но мы с вами разговариваем в гримёрке «Старого дома» — значит, нужная дверь всё-таки открылась?

 

— У меня было первое неудачное прослушивание в «Старом доме», ещё я писала резюме в «Красный факел», но тут пришло сообщение, что я прошла второй тур в киноакадемию Никиты Михалкова — в Новосибирске был кастинг для актёров и режиссёров, в котором я приняла участие. Передо мной вдруг открылась новая дверь — я поехала в Москву, прошла удачно третий тур, но провалила четвёртый (его по положению вообще не должно было быть!). И вот тогда поняла, что всё — катастрофа. В отчаянии вновь написала в «Старый дом». Мне ответила Оксана Сергеевна Ефременко и пригласила на повторное прослушивание. Я помню этот день до мельчайших подробностей. Читала на грани, пела на грани, в общем, показала, что умею и могу. И вот, мы ещё с одной претенденткой сидим на скамеечке у приёмной директора, а секретарь Юля называет мою фамилию: «Наталья Серкова здесь?» И тут что-то взрывается в моей голове, такой фейерверк чувств и эмоций, будто молния ударила — жгучая, нестерпимая головная боль. Я захожу в кабинет, а там Андрей Михайлович Прикотенко, Антонида Александровна Гореявчева и много других, и меня все о чём-то спрашивают, поздравляют, а я могу только сказать: «Дайте, пожалуйста, таблетку». Вот так и началась моя работа в «Старом доме».

 

— У меня перед глазами стоит «танец дервиша», который исполняет ваша героиня Зулейха в спектакле Шахова «Зулейха открывает глаза». К самому спектаклю у критиков было много вопросов, но ваша роль пронзительным стежком перепрошила мою душу. Это ваша самая любимая роль?

 

 — В моём первом сезоне было очень много вводов — люди ушли из театра, и я вводилась на их роли. Самое интересное, что мне, человеку сомневающемуся, страшно не было — весь коллектив меня поддерживал, и это было здорово. Потом я получила роль Маленькой принцессы в одноимённом спектакле, и счастливее меня не было человека. А спустя какое-то время в моей жизни случился спектакль «Зулейха открывает глаза». И да, для меня это самая дорогая, мучительная и глубокая работа. Зулейху пришлось выстрадать. К примеру, у моей героини четыре дочки, которые умерли, — как сыграть это отчаяние и любовь, когда у тебя нет своих детей? А потом у неё рождается сын — это как вообще? Как кричит женщина во время родов? Да, сейчас я уже многое из этой роли присвоила себе, но тогда доходило до казусов. Как-то на спектакль пришла беременная знакомая, которая потом сказала: «Наташа, ты так кричала, что я чуть не родила». Мне кажется, что роль Зулейхи построена больше на животных инстинктах — выжить, спасти ребёнка, дать ребёнку жизнь. Я не думаю во время спектакля, отдаюсь вот этому женскому внутри меня. Возможно, что в рисунке роли случается и перебор: слишком громко кричу, слишком много плачу — я это понимаю, но у меня эти эмоции идут не от ума, а от внутреннего проживания.

 

Наташа Серкова в спектакле Снегурочка

 

— Какие сцены давались тяжелее всего?

 

— Было много сцен, которые совсем не получались. Вот, к примеру, сцена, когда Зулейха вместе с Муртазой приходят на могилки своих дочек — я долго не могла понять, что в ней нужно делать. Был настоящий срыв: я плакала, истерила, была раскоординированна, не могла взаимодействовать с партнёрами, а режиссёр Эдуард Зуфарович Шахов не понимал, что со мной делать и как меня заставить идти вперёд. Но тут Лариса Чернобаева подошла к режиссёру и сказала: «Эдуарт Зуфарович, давайте немного все передохнём и оставим эту ситуацию как она есть». И её слова удивительным образом расслабили ситуацию. После слов Ларисы всё изменилось, пошло по-другому, начало складываться. А потом начались прогоны по 2-3 раза в день, и на премьере мы уже жили не на сцене, а вот в этом вагоне, было полное ощущение, что мы эти полгода реально ехали в теплушке и у нас нет даже сил встать.

 

— Ваша Варвара Иволгина в «Идиоте» — это слом канонов. Экспрессия «смешной девчонки» в фиолетовых колготках и мужских сланцах — это что-то. Да и сценические отношения с родным братом вызывают много размышлений.

 

— Мы долго искали нужный образ Варвары Иволгиной, очень долго. Сначала мы пытались придумать костюм для Варвары: полрепетиции было потрачено на то, что я в разных образах выходила на сцену, а Андрей Михайлович говорил: «Нет, не то!» Было миллион разных вариантов Вари — на каблуках, женщина-вамп, на стиле... И вот, когда я уже совсем отчаялась и нарядилась в растянутый свитер и мужские сланцы, режиссёр сказал: «Ну вот, то, что надо». А потом появились очки и брекеты, которые добавили образу Вари шепелявость. Что касается странных взаимоотношений Гани Иволгина и Вари, то они друг друга по-настоящему любят. И, возможно, Варвара любит его не только как брата — он для неё своеобразный идеал мужчины. И Ганя это понимает. В общем, не отношения, а сплошные ролевые игры.

 

— Аудиальный перформанс «Коромысли. Вторая часть» Полины Кардымон произвёл огромное впечатление на жюри «Парадиза». А ваш голос сразу подключает к древним архетипам. Что для вас этот проект?

 

— Это наше настоящее детище. Когда-то мы выпускали спектакль «Пыль», и Полина Кардымон работала на нём вторым режиссёром. И этнопродюсер Лиза Тюгаева дала нам песни для спектакля, но они в «Пыль» не вошли. Полина тогда предложила: давайте разберём эти песни, а вдруг что-то получится? Мы начали искать форму будущего проекта, играли со смыслами, нащупывали стиль. Мы — это девочки-артистки, которые работали в моём спектакле «Гадюка», Полина, Даша, Аня и я. Так родились первые «Коромысли», где главными героями были наши голоса, и сегодня это уже не перформанс, а спектакль. Вторые «Коромысли» — это чистый перформанс, мы рады, что зритель полюбил его. Для меня это очень важный проект: мы собирались по ночам после основных репетиций и получали чистую радость творчества. Когда не за деньги, а потому что душа сильно просит.

 

— Сейчас идут репетиции спектакля «Наизнанку» в постановке Джеммы Аветисян, где вы играете главную роль. Очень трудная тема — домашнее насилие и во что оно может вылиться.

 

— Мало того что тема домашнего насилия — это какая-то безграничная боль, так и у меня с моим персонажем нет ничего общего. И мне очень трудно присвоить себе её некоторые качества и понять, почему в этой конкретной ситуации она поступила именно так? На прошлой неделе случился застой, когда я не могла ничего делать. И мне казалось, что ТАК сложно мне не было ни в одной роли. Очутилась в каком-то тумане, когда ничего не понимаешь — могла молча уйти со сцены во время репетиции, чтобы поплакать за кулисами. С одной стороны, читаешь пьесу Карины Бесолти — написано разговорным и точным языком, ничего сложного, все герои — обычные люди. Начинаешь работать с ролью — проваливаешься в космические глубины смыслов, в которых можно увязнуть.

 

— Наташа, извините, а у вас есть что-то общее с героинями спектакля?

 

— Да, я знаю, что такое ад домашнего насилия. Моя мама вышла во второй раз замуж, и у меня не сложились отношения с отчимом. Конечно, мне не так досталось, как родной сестре моей героини и сотням тысяч женщин и девушек, пострадавшим от абьюза, но я знаю, что такое страх.

 

— Обнимаю вас.

 

— На самом деле я очень радуюсь жизни. Радуюсь, что могу прийти домой и заняться какими-то любимыми и простыми делами. Радуюсь, что у нас с любимым человеком есть разные интересные совместные планы на эту жизнь.

 

Фото предоставлено пресс-службой театра «Старый дом»


В статье упомянуты:


Люди:

спектакли: