«Старый Дом» откроет юбилейный сезон премьерой «Дачников»
15 august 2023Интернет-портал Status-media
19 и 20 сентября 2023 года на сцене Новосибирского драматического театра «Старый дом» состоится премьера спектакля «Дачники» в постановке известного российского режиссера Никиты Кобелева. В основе спектакля – текст Дмитрия Богославского, написанный по мотивам одноимённой пьесы Максима Горького. Творческая команда «Дачников» в конце июля вышла из отпуска и сразу погрузилась в репетиционно-производственный процесс – театр активно готовится к открытию 90-го юбилейного сезона.
В 1904 году премьера «Дачников» на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской обернулась скандалом: некоторые писатели и критики, узнав в персонажах себя, попытались сорвать спектакль. Максим Горький был доволен: его пьеса о «мутации» интеллигенции в сытую буржуазию, терзаемую вопросами бытования в турбулентное время, но в результате выбирающую покой и отдых, – попала в цель. С тех пор мир то и дело возвращается на созвучный временному контексту горьковских дачников виток, где креативный класс вновь и вновь рефлексирует на тему «своего места под солнцем». Люди, как и прежде, собираются на дачах, чтобы в блаженном «ничегонеделании» предаться самым разным рассуждениям. Режиссёр Никита Кобелев исследует реакцию условного «среднего класса» на исторические сдвиги последнего времени, чтобы почувствовать душевное состояние современников.
Режиссер Никита Кобелев: «Как в бессмысленности смыслов отыскать новый смысл? В этой точке каждый начинает выстраивать новую жизненную стратегию, честно говорить о том, что у него болит и искать новую опору. Интрига наших «Дачников» заключается в том, что это будет спектакль в спектакле. Горький доводит фарсовый ключ до упора в четвертом акте, где все потуги героев становятся очевидно бессмысленными, а сами они выглядят нелепо и смешно, как персонажи трагикомической пьесы. Собственно, Горький намекает нам, что каждый из дачников – всего лишь «маска», которая действует по законам жанра. Но мы здесь не выступаем обличителями и намеренно уходим от «горьковского клише». Это будет искренний разговор о людях, попавших в определённую ситуацию – людях, которые вызывают сочувствие, улыбку и сопереживание».
Над сценическим миром «Дачников» работает художник Нана Абдрашитова, а над литературной адаптацией текста Горького – известный драматург Дмитрий Богославский, уже знакомый новосибирскому зрителю по фабрике нарративного театра «Дисциплина».
Дмитрий Богославский, драматург: «Язык имеет свойство меняться, поэтому мы адаптируем текст Горького, чтобы он прозвучал современно. Но в сюжетном плане мы стараемся не отходить от пьесы, сохраняя все сюжетные линии и перипетии. Наша главная цель – приблизить героев к зрителю и к сегодняшнему дню. Театр рождается только при полном подключении к герою и к его истории. В этом и суть всего процесса: мы должны сопереживать не абстрактным людям, живущим сто лет назад, а людям сегодняшним, которых видим каждый день. Мы можем узнать в них своих родственников, друзей, себя».
Напомним, что проект «Дисциплина», призванный подарить зрителю остросюжетные пьесы, был запущен в «Старом доме» в 2020 году. Именно на «Дисциплине» Дмитрий написал пьесу «Катапульта», которая с успехом сегодня идет в российских театрах, а в 2021 году стала победителем Международного конкурса драматургов «Евразия» и лауреатом Независимого международного конкурса современной драматургии «Исходное событие XXI век».
«ДАЧНИКИ»: ИСТОРИЯ, СЮЖЕТ
«Дачники» продолжают «антропологический цикл» Горького, где он исследует человека и общество в историческом контексте. Первым «диагнозом» современному миру стали «Мещане», затем «На дне», но самые большие волнения в культурной среде вызвали, все-таки, «Дачники»: в 1904 году Горький пишет пьесу, посвящённую идейному расслоению интеллигенции. В то время одна часть её стремилась к активной связи с народом, другая же мечтала о собственной зоне комфорта, утверждая, что история обойдётся и без них. «Дачниками» Горький называл образованных и воспитанных людей, которые намеренно удалились от исторических магистралей жизни, чтобы продолжать существовать по инерции.
«Горьковская пьеса полемически наследует чеховский мир, на этом стыке двух представлений, двух культур – уходящей, чеховской, и наступающей, «дачной»
Можно легко указать, что горьковская пьеса как бы предсказана в чеховском «Вишневом саде». Над вишневым садом витает идея «дачников». Лопахину она кажется спасительной, Раневской – пошлой. Категория «дачников», да и само это слово для чеховских героев еще совершенно новое. «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. …И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности», – пророчествует Лопахин. Не прошло и года, как Горький пишет пьесу, в которой дачники уже заселили землю и стали полными хозяевами вишневого сада. Горький берет чеховских героев, чеховскую тему и договаривает ее с той ясностью и категоричностью, которые были свойственны его художественному сознанию» (Анатолий Смелянский).
После резкого неприятия пьесы в 1904 году «Дачники» с успехом шли на сценах советских и российских театров.
The article mentions:
Peoples:
perfomances: