Премьера

7.05.2021
Танцующая в темноте

Танцующая в темноте

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

22 Апреля, четверг

Недоразумение

подробнее>

Фабрика увлекательного театра «Дисциплина» объявляет второй набор

26 марта 2021
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

Читка пьесы Карины Бесолти "Наташа"

 

Манкое конкурсное воззвание open-call впервые прозвучало от кураторской команды «Дисциплины» в январе прошлого года. Амбициозные планы вернуть авторов на стезю нарратива обернулись скептическими шпильками в кулуарах и большим интересом со стороны опытных драматургов и дебютантов, прежде никаких амбиций в отношении современного театра не испытывающих, но в том странном, разбалансированном ковидом году решивших вдруг научиться создавать истории с увлекательным сюжетом и яркими современными героями. Не то, чтобы выдать хук слева ангелам Netflix, но поработать на зрителя, которого прежде увлекал не театр, а длинное западное кино, захватывающее аудиторию потоком героев и событий. В результате у оргкомитета образовалось 423 заявки из разных концов планеты, что автоматически обеспечило проекту международный статус, а у наставников появилось одиннадцать «учеников», готовых к драматургическому труду и обороне нарративных позиций.

 

Самым удивительным, пожалуй, оказался тот факт, что до финала и публичных читок созданных на проекте пьес смогли добраться все участники «Дисциплины» без исключения. Драматурги со стажем признавались в том, что фабрика увлекательного театра помогла им выйти из кризиса, освоить незнакомую технологию или острее прочувствовать преимущества и возможности игры по чужим правилам. Дебютанты получали удовольствие от снежным комом накатывающих театральных приключений, философствовали на тему, драматурги они теперь или права на громкое наименование еще не имеют, влюблялись в артистов, впервые представивших плоды их воображения на сцене, и обещали вот-вот пуститься в новые дали. Некоторые, кстати, так и сделали, испещрив социальные сети синопсисами будущих высказываний. Но главным итогом стало внимание зрителей, проголосовавших за «Дисциплину» ногами (и даже глазами в онлайн-режиме, о чем свидетельствует какая-то небывалая для новосибирских читок статистика просмотров), и, конечно, успешный запуск свежеиспеченных пьес в театральный космос.

 

Два выращенных на фабрике текста театр «Старый дом» взял в работу: в декабре 2021 года новосибирский режиссер Джемма Аветисян поставит «Наизнанку» Карины Бесолти (Владикавказ), а в апреле 2022 года московский мастер Юлия Ауг интерпретирует «Наташу» Марины Крапивиной (Москва). Еще две пьесы — «От отбоя до подъема» Алексея Понедельченко (Новосибирск) и «Катапульта» Дмитрия Богославского (Минск) — остаются в долгосрочных планах организаторов. Кроме того, ничто не мешает фабричным пьесам путешествовать за пределами «Старого дома» — участвовать в других драматургических конкурсах, входить в программы фестивальных читок и получать предложения о постановках. Все пьесы сейчас опубликованы на официальном сайте проекта «Дисциплина» и хранятся в свободном доступе. Драматургов не связывают с проектом никакие путы обязательств, и это тоже весьма приятный для фабрикантов бонус.

 

Проект "Дисциплина", читки, январский этап

 

На днях организаторы «Дисциплины» объявили о запуске второго сезона. Шаг нисколько не неожиданный, но для проникшихся новосибирским дрампроектом долгожданный. «Прежде всего мы хотим, чтобы «Дисциплина» стала бесспорным фактом российского театрального процесса, а не только локальным новосибирским событием, — рассказывает куратор фабрики увлекательного театра Антон Хитров. —  Во втором сезоне наши пьесы прозвучат на четырех известных площадках. Так что, если мы не потеряем в качестве и сможем грамотно поработать с прессой, думаю, все получится. В конце концов, мы хотим изменить театр, — хотя бы российский, — а не просто написать несколько хороших пьес или выпустить несколько толковых спектаклей. На самом деле наша работа только началась. Если мы закончим, скажем, на втором сезоне, в ней будет не слишком много смысла. В моем представлении «Дисциплина» должна прожить минимум лет десять — только так мы сумеем распространить наши технологии и создать новый канон сюжетного спектакля».

 

Итак, театров-устроителей теперь будет четыре. К новосибирскому «Старому дому» присоединится московский театр «Практика», Калининградский областной драматический театр и южносахалинский Чехов-центр. С апреля по июнь 2021 года драматурги будут еженедельно встречаться с педагогом в Zoom. На сентябрь назначены предварительные онлайн-читки. А в ноябре каждый театр выберет несколько пьес и проведет уже живые презентации на своей площадке.

 

Правила игры останутся прежними. Соискателям необходимо заполнить форму на сайте «Дисциплины» до 18 апреля, рассказать о себе и своих драматургических амбициях и приложить к письму два текста на русском языке, созданных в разных жанрах. «Нам по-прежнему неважно, сколько вам лет, где вы живете, какое у вас резюме, — уверяют организаторы проекта. —  Главное, чтобы вы что-нибудь писали на русском языке, — сценарии, прозу, стихи, да хоть репортажи, — интересовались современной жизнью и хотели учиться».

 

Кураторы проекта Оксана Ефременко и Антон Хитров

 

Изменения на фабрике коснутся лишь команды кураторов. Новым педагогом «Дисциплины» станет драматург, сценарист и писатель Родион Белецкий. Основатели проекта — главный режиссер «Старого дома» Андрей Прикотенко, критики Оксана Ефременко и Антон Хитров — продолжат курировать проект. В 2021 году к кураторской группе присоединятся художественный руководитель театра «Практика», режиссер Марина Брусникина и завлит «Практики», театральный критик Анна Банасюкевич, худрук Чехов-центра, режиссер Александр Агеев и худрук Калининградской драмы Александр Федоренко.

 

«Мы запускаем второй сезон проекта «Дисциплина», нашей фабрики увлекательного театра, и в течение 2021 года будем снова собирать заявки от авторов, говорить о формате пьесы, которая может увлекать зрителя в современном театре, и создавать тексты, ― резюмирует один из создателей проекта Оксана Ефременко. —  Нас по-прежнему очень мотивирует и будоражит то, что мы переизобретаем формат хорошо сделанной пьесы. Мы находим, выводим из «серой зоны» или даже задаем нового героя для современной драматургии и театра. До «Дисциплины» этих героев не было на сцене. Что с ними может происходить в увлекательном формате? Как их характер может полноценно, интересно объемно раскрываться в такой конструкции пьесы? Все это нас очень интересует. И зритель, который любит острые, захватывающие истории и хочет видеть на сцене современную жизнь, обязательно оценит наши усилия».

 

Фото: Виктор Дмитриев


В статье упомянуты: