Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Фестиваль к 200-летию Петипа открылся премьерой балета "Приказ короля"

16 октября 2018
Валерий Кичин Российская газета
В Екатеринбурге мировой премьерой балета петербургского композитора Анатолия Королева и хореографа Вячеслава Самодурова открылся "Урал Опера Балет Фест", посвященный 200-летию Мариуса Петипа. На торжественном открытии нового форума присутствовали вдова первого президента России Наина Ельцина, вице-губернатор Свердловской области Павел Креков, многочисленные гости из городов России и из-за рубежа.
 

Организаторы фестиваля - екатеринбургский театр "Урал Опера Балет" в содружестве с Ельцин-центром - определяют круг интересов форума как исследование "метаморфоз, которые сегодня переживают традиционные виды искусства - опера, балет, академическая музыка… Между произведениями прошлого и новыми сочинениями нет вражды и нет непроходимой пропасти - традиция вступает в сложную химическую реакцию и днем сегодняшним". Отразить современную жизнь классики, которая не может и не должна быть принадлежностью музеев, определить, может ли она развиваться сегодня и в каких направлениях - задача фестиваля. Он многожанров и включает не только оперу и балет, но и новые сочинения в жанрах инструментальной музыки, и цикл лекций, и даже архивное кино. "Мы пытаемся собрать мозаику и показать, как в прошлом - в так называемой классике - отражается прошлое и видно будущее, - пишет в предуведомлению к фестивалю директор театра Андрей Шишкин. - Через фигуру Петипа мы сможем разглядеть эту игру во всех деталях, иногда неожиданных".

 

Первым аккордом музыкально-театрального праздника стала вступительная лекция критика Богдана Королька о великом хореографе, которого считают создателем русской балетной школы. А последовавшая за ней премьера "Приказа короля" предложила интереснейшую попытку столкнуть тот самый театр времен Петипа, который в его собственных формах сегодня показался бы наивным, с современным прочтением его художественных идей, сюжетов, известных и малоизвестных проектов. Это было увлекательное, динамичное, полное экспрессии и, конечно, фантазий путешествие сквозь время из золоченого имперского прошлого в технократическое будущее, увиденное через жюльверновскую лупу; в музыке Анатолия Королева звучали как изысканные стилизации под гармонии и ритмы Ренессанса, так и отголоски современного минимализма, даже джазовый вокал. Мне кажется, в этом произведении Самодурову удалось наиболее полно осуществить свою идею, сохраняя верность классике, искать для нее новые пластические решения, не уступая ни одного из принципов, которые, собственно, и сделали ее классикой. Молодая труппа екатеринбургского балета оказалась вполне готовой к вызовам, которые ставит перед нею очередная дерзкая затея ее художественного руководителя, а Вячеслав Самодуров подтвердил свою репутацию одного из самых интересных современных хореографов. Безупречно справился со сложной партитурой оркестр под руководством Павла Клиничева, поражали сценография Алексея Кондратьева и феерические костюмы Анастасии Нефедовой. Спектакль наверняка подкинет масла в огонь споров между традиционалистами и прогрессистами в хореографии, но его хочется смотреть снова и снова - думаю, новую балетную сенсацию Екатеринбурга ждет долгая и успешная жизнь.

 

На следующий день фестиваль продолжился концертом 11-летней пианистки, гран-призера Международного конкурса Grand Piano Competition Александры Довгань - звучали Рамо, Куперен, Дебюсси, Бах, Шопен… В Ельцин-центре прошел сеанс, обозначенный как "Дивертисмент для немого кино и ансамбля". Публике показали отреставрированные фильмы одного из основоположников кинофэнтези Жоржа Мельеса 1899 - 1912 годов в сопровождении Санкт-Петербургского МолОт-ансамбля, который исполнил новые произведения современных композиторов. Автор идеи Богдан Королек видит в этих фильмах-феериях нечто родственное наивным фантазиям Петипа, поэтике и пластике русского балетного театра конца XIX века в целом. Этот проект осуществлен при поддержке Французского института в России.

 

Впереди зрителей ждут премьеры симфонических произведений Анатолия Королева и Юрия Красавина, спектакль Новосибирского театра "Старый дом" - нашумевшая интерпретация пьесы Островского "Снегурочка" с музыкой Александра Маноцкова в постановке Галины Пьяновой, приезд израильской данс-компании Inbal Pinto & Avshalom Pollak со спектаклем-коллажем "Устрица" на музыку Леонкавалло, Пьяццолы, с джазом и горловым пением. Екатеринбургский театр оперы и балета покажет "Кармен" в постановке Александра Тителя, балеты "Тщетная предосторожность" в интерпретации Сергея Вихарева и "Пахита" - каким увидели классический балет Петипа Сергей Вихарев и завершивший постановку Вячеслав Самодуров. В этих спектаклях примут участие и гости - петербургская меццо Екатерина Сергеева, звезды балета Олеся Новикова и Леонид Сарафанов из Мариинского и Михайловского театров, Евгения Образцова из Большого театра. Зрители посмотрят в записи спектакли Зальцбургского фестиваля, Парижской Национальной оперы, Штутгартского балета и Большого театра России.

 

Театрально-музыкальный праздник в Екатеринбурге продлится до 21 октября.


В статье упомянуты: