Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Город в ритме "Хаоса"

30 октября 2019
Юлия Щеткова Новая Сибирь

Столица Сибири на десять дней стала городом «Хаоса» — международного фестиваля, чье название смело напрашивается на творческие манипуляции, а профессиональные амбиции вызывают восхищение и интерес. Учредителем форума актуального театра, намеренно ввергнувшего Новосибирск в пучину животрепещущего искусства, выступил «Старый дом». С 19 по 29 октября самая экспериментирующая команда города представит 13 спектаклей от 10 театров России и мира.

 

«Хаос» — название, может быть, не совсем обычное и не совсем привычное — признается оргкомитет первого и единственного в своем роде театрального форума в Новосибирске, однако оно удачно коррелирует и с названием театра-учредителя, и с самой концепцией фестиваля. Высокоупорядоченная структура, непредсказуемая и открытая, стоящая всегда между старым и новым, живая и ловко сопротивляющаяся энтропии, разрывающая шаблоны и изменяющая режим восприятия, создающая новые отношения с аудиторией и вечно ищущая сценических приключений, соединяющая искусство и злободневный социальный анализ, метафору и истинную реальность, остромодный гротеск и классическую осознанность, тренды и вечность. Можно долго теоретизировать, но лучше и проще увидеть все это в насыщенной фестивальной программе, где под одной афишей комфортно соседствуют Пелевин и, скажем, Достоевский, новгородские берестяные грамоты и песни эстрады 90-х годов, молодой и парадоксальный театр с брутальным выплеском культурных кодов и психологическая драма от труппы с историей в несколько десятилетий, интервенции в нетеатральные глубины города и традиционные встречи у подножия сцены-коробки, спектакли, жанрово точно определенные, и постановки, для которых язык еще не выработал дефиниций, живые перформансы и видеопоказы проектов, жизнь которых в оригинале в России сегодня, кажется, невозможна.

 

«В Новосибирске уже есть два больших и авторитетных фестиваля, которые привозят на театральные площадки города знаковые спектакли, легендарные имена и лучшие образцы классического искусства, — рассказывает директор международного фестиваля «Хаос» Антонида Гореявчева. — Мы же захотели сделать фестиваль, который будет ориентирован на современную мысль, на молодое поколение, на темы, витающие в воздухе, на сюжеты нашего времени и проблемы сегодняшнего дня».

 

Решение более чем продуманное. Сегодня у «Хаоса» в своей нише высоковольтного искусства нет конкурентов, несмотря на то что Год театра погрузил театральный Новосибирск в бурную фестивальную жизнь — от помпезных музыкальных морей до беспечных уличных окраин. Зато есть предшественники. Арт-директор «Хаоса» — театральный критик Оксана Ефременко — не устает апеллировать к «Сиб-Альтере», преждевременно ушедшему фестивалю независимых театров, на котором выросло поколение нынешних 30-летних культуртрегеров, желающих в свою очередь передать эстафету дальше. «Во время подготовки фестиваля мы не только много общались с людьми из других стран и городов, которые должны приехать к нам. Мы старались максимально вовлечь Новосибирск в фестивальное движение, проведя обширную превью-программу, — признается Оксана Ефременко. — «Хаос» в этом смысле рассматривается нами как сгусток энергии, творческий взрыв, который непременно должен случиться. Эта мысль возникла благодаря нашим предшественникам, фестивалю «Сиб-Альтера», на котором мы выросли и благодаря которому всегда хотели продолжить линию актуального театра в этом городе. Мы оставляем другим фестивалям большой стиль, мы восстанавливаем традицию приглашения государственных и независимых театров, работающих на стыке классического драматического театра и современного актуального искусства. Новизна же заключается в том, что мы хотим выпустить свой продакшн. Как большинство европейских фестивалей, не только устраивающих смотр, но и создающих свои проекты. Нам кажется важным сформировать особую среду не только благодаря приезжающим к нам на фестиваль театрам, но и с помощью жителей этого города».

 

Премьера спектакля-променада под названием «Эволюция красоты», созданного командой фестиваля «Хаос», состоится 27 октября на территории торгового центра «Мега». Арт-резидентами новорожденного форума стали молодые драматурги, режиссеры, художники, композиторы, дизайнеры, актеры, программисты, журналисты и филологи в количестве сорока творческих единиц. «В основе проекта — художественное исследование идеи красоты в разные эпохи развития европейской культуры. Тема приобретает особую остроту и актуальность в современности, так как именно сейчас все более демократизируются способы преобразования человеческой внешности, что размывает границы между естественным и искусственным, эталонным и индивидуальным. Умберто Эко провел фундаментальное исследование на тему истории красоты и уродства, на примерах искусства рассматривая воплощение канонов того или иного периода. Теоретическое и визуальное в его репрезентации хотелось бы совместить с новыми научными данными о красоте как базовом человеческом инстинкте», — анонсирует замысел пресс-центр фестиваля.

 

Пока же подготовка к главному внутреннему событию форума в самом разгаре, театр продолжает работать на расширение внешних границ. Шоу-кейс лучших спектаклей «Старого дома» для иностранных гостей, продюсеров и интендантов, презентации и мастер-классы, лекции ведущих критиков страны и обсуждения увиденных спектаклей со зрителями, остроумная сувенирная продукция, что наверняка уйдет в народ, и клуб друзей, соединяющий самые непохожие вселенные. «Я много путешествую и вижу немало спектаклей по всему миру, — резюмирует гость фестиваля «Хаос» — художественный руководитель Международного театра Финляндии в Эспо Эрик Содерблом. — Программа новосибирского фестиваля меня заинтересовала. Я счастлив увидеть театральное искусство такого уровня. Отличные актеры. Прекрасные режиссеры. Эффектное использование мультимедийных средств. Наилучший способ понять себя — это увидеть что-то другое, отличное от твоего творчества. Международный фестиваль может стать мостиком укрепления взаимопонимания между театрами, художниками и странами».


В статье упомянуты: