Премьера

27.03.2025
Долгая счастливая жизнь

Долгая счастливая жизнь

 

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

27 Декабря, пятница

Морозко

подробнее>

Халида Иванова: Я всегда завидовала мужчинам

22 апреля 2011
Марина Вержбицкая Новая Сибирь, 15 апреля 2011

На профессиональную сцену выпускница Новосибирского театрального училища (курс Романа Короха) вышла 40 лет назад. Правда, случилось это не в Новосибирске, где Халиде Ивановой суждено было сделать себе имя, а в Челябинске, куда будущая звезда попала по распределению. Через два года Халида Ивановна вернулась в столицу Сибири, поступила в областной театр драмы (в будущем «Старый дом») и буквально в первый год работы стала ведущей актрисой труппы. С тех пор Халида Иванова неизменно выходит на сцену любимого театра. «У меня здесь счастливая судьба, — уверяет актриса. — Я пришла сюда — и в первый же сезон сыграла четыре роли. Все они не остались незамеченными, и я заняла в театре примерно такое же положение, что и сейчас».
Халида Ивановна — одна из тех актрис, которые нужны в любой труппе. Артистка обладает уникальной способностью пережить и преобразовать любой драматический материал и завершить работу над ролью отточенной выразительной формой. Первой ролью Халиды Ивановны на сцене облдрамы была Кристина в «Средстве Макропулоса» К. Чапека. Затем были Антигона в «Антигоне» Ануя, Лаура в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Федра в «Федре» Марины Цветаевой, Медея в «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт саргонавтами» Х. Мюллера, Раневская в «Вишневом саде» А. Чехова и другие. Но любимой до сих пор остается Медея в авангардном спектакле немецкого режиссера Бернда Динтера.
Новосибирск принял экспериментальную постановку настороженно, в отличие от Западной Германии, куда театр выехал на первые зарубежные гастроли в истории труппы. «Здесь этот спектакль был не ко времени — как будто и не играли. А вот в Германии он пошел прекрасно. Мы играли его в Берлине. Меня будто кто-то подхватил, и я полетела! Опустилась только тогда, когда он закончился. Этот вечер весь — от и до — был счастьем. На следующее утро я вышла на улицу, и меня окружили какие-то люди. Спрашиваю нашего переводчика: «Костя, что им от меня надо?» А он меня называл «мамулей»: «Мамуля, — говорит, — они хотят автографов!» — рассказывает Халида Иванова. — Я очень любила играть в «Медее». Бернд перед тем, как отправиться в Россию, посмотрел фотографии актеров нашего театра и на роль Медеи выбрал Верочку Сергееву — внешне она полностью соответствовала его представлениям о том, какой должна быть героиня. Но когда режиссер приехал сюда и устроил кастинг, я ему тоже понравилась. Так он решил взять двух исполнительниц на главную роль. Потом Бернд мне сказал: «Когда Вера играет — это мой спектакль. А когда выходишь ты — он твой». Никогда в жизни на меня никто так не смотрел! Я всю жизнь буду помнить, как сидел в зале человек — я играла «не его» спектакль, все делала не так, как он хотел, — а он говорил: «Играй!»
Природа наградила Халиду Иванову неиссякаемым интересом к поиску характера и глубоким драматическим даром, что позволило актрисе выйти за рамки своего сценического амплуа и предназначавшихся ей ролей героинь. Однажды актрисе даже пришлось перевоплотиться в мужчину. «Я всегда завидовала мужчинам, — признается актриса. — Ведь что такое театр? Мужчины-драматурги пишут про себя любимых и свои проблемы. Мужчины-режиссеры ставят это. Мужчины-актеры играют. Самые замечательные пьесы — о мужчинах. В мировом репертуаре не так уж много выдающихся женских ролей. Только молодые — Джульетта, Офелия. А после сорока лет ярких женщин в драматургии нет, как будто их вообще не существует. И вот поэтому мне очень хотелось сыграть мужчину. Получился милый, симпатичный спектакль, но после него у меня отпал всякий интерес к мужским ролям. Я поняла, что от своей сущности никуда не денешься, полного слияния с ролью не получается. Там есть тайна. Есть черта — я ее нащупала, — которую ты не преодолеешь. Это получается театр представления, а не переживания, я могу только догадываться о том, что играю. А переживать мужчину, во всяком случае для меня, — невозможно».
 Принято считать, что для полной реализации талантливому актеру должно везти на роли и режиссеров. Халида Иванова не только исполнила массу интересных ролей, но и стала артисткой, с которой хотят и любят работать режиссеры. В разные годы она работала с Семеном Иоаниди, Изяславом Борисовым, Семеном Верхградским, Дмитрием Масленниковым, Александром Нордштремом, Владимиром Ореновым, Кшиштофом Занусси. «Если сравнивать российских и зарубежных режиссеров, то большой разницы нет. Просто у них комплексов меньше, чем у наших. А наши режиссеры зажатые, поэтому и нервные такие во время репетиций: не дай бог покажется, что ты что-то делаешь не так, не дотягиваешь, — рассказывает Халида Иванова. — Режиссером, оставившим в моей жизни след, я считаю Изяслава Борисовича Борисова. Девять лет он работал в нашем театре главным режиссером, и отношения у меня с ним были сложные. Это была тотальная режиссура — ему все время хотелось нас переделать, но с ним всегда приятно было работать. Как личность меня поразил Кшиштоф Занусси. Он и его жена — самые замечательные люди из всех, кого я в жизни встречала. О них можно много рассказывать, но вот что для меня стало совершенной неожиданностью: во время репетиций «Дуэта» в Варшаве я поняла, что поляки русских не любят. Это у них историческое. А поскольку уважаешь пана Занусси, стараешься не замечать этого. Я потом много думала о том, как они с женой радушно встречали нас и других русских, как мы гостили у них в Париже, как он приезжал в Россию. Почему? И поняла: он как верующий человек эту нелюбовь в себе не любит и всячески старается ее изжить. После этого он для меня вообще как святой стал. Много ли мы со своими недостатками боремся? А ему не нравится это состояние, он хочет освободиться от этого. Потрясающий человек».
Умея войти в любой авторский замысел и точно работать в предложенной режиссером стилистике, Халида Иванова уверена, что безупречного владения техническими приемами настоящему артисту недостаточно: «Отношение должно быть всегда. Без души в театре, как и без владения основными приемами, нельзя — на этом построена русская театральная школа. Если ты не стараешься сживаться с материалом, лучше вообще уйти из театра. У зарубежных актеров иное, но все же. Когда-то режиссер Алек- сандр Нордштрем ставил у нас «Кредиторов» по Стринбергу — это такая пьесочка на троих: первый муж, второй муж и жена. И вот эту жену мы играли в паре со шведской актрисой. Во время репетиций я в основном сидела в зале и наблюдала за ее игрой. Она была очень техничная, у нас редко кто так может. Но в пьесе был трагический финал… По сути, только после ее отъезда, за три недели до гастролей в Швеции, начали репетировать со мной. Нордштрем сидел в зале, и когда я закончила, сказал: «Как хорошо, что она уже уехала! Если бы она увидела, как ты играешь финал, она бы больше играть не смогла».
Накануне творческого юбилея актриса признается в том, что давно не встречает в Новосибирске обоснованную профессиональную критику и с удовольствием работает на любого зрителя: «Мне приятно играть для любой публики — будь то взрослый человек с девственным сознанием или искушенный зритель. Чаще всего об этом не думаешь. Хочется хорошо сыграть — и все. Бывает, на сцене что-то не ладится, но когда тебя там, в зале, любят — ты делаешь что-то такое, чего сам от себя не ожидал.
Актер, как альпинист, который лезет на гору, — он идет к вершине, но не знает, что его там ждет».
В первой части бенефиса, посвященного 40-летию творческой деятельности, народная артистка России Халида Иванова выйдет на сцену в роли шведской провинциальной актрисы. «Шведские провинциальные актеры очень похожи на наших актеров из провинции, — делится впечатлениями Халида Ивановна. — У них своеобразная, небогатая жизнь, сосредоточенная на служении искусству. Они, кажется, никому не нужны, но все равно продолжают служить. Смешно и грустно».
Во второй части юбилейного вечера примут участие ведущие актеры театра «Старый дом». Поздравить артистку на сцену выйдут официальные лица, друзья и коллеги-артисты из других театров Новосибирска. А несколько месяцев спустя поклонники Халиды Ивановой смогут увидеть любимую артистку в новом документальном фильме Юрия Шиллера. Материалы для картины были отсняты осенью и зимой. Монтаж фильма движется к завершению.


В статье упомянуты: