Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Инъекции эпатажа

16 ноября 2021
Юрий Татаренко Литературная Россия

Столичный театр «Практика» показал спектакль «Занос» по пьесе Владимира Сорокина. Главную роль, российского олигарха, взятого в разработку спецслужбами, сыграл известный шоумен и музыкант Николай Фоменко.


– Сорокин – глубокий автор. Большой русский писатель. Люблю его. Мы давно дружим, лет 25 уже, наверное. Нас познакомил Ваня Дыховичный, царство ему небесное. Если хотите знать будущее России – читайте Сорокина! – заявил Фоменко.
Режиссёр Юрий Квятковский предложил публике нестандартное поведение в зале. Каждому зрителю выдали наушники, и в любой момент можно было переключать треки: на одном – аудио идущего спектакля, на двух других – огромное количество дополнительной информации: стихи Пригова в актёрском исполнении, запись интервью с Владимиром Сорокиным, переговоры силовиков, готовящихся к штурму усадьбы олигарха…

Легендарный Театр на Таганке, ныне возглавляемый директором Ириной Апексимовой, сыграл для новосибирцев искромётный спектакль «Le Тартюф» – в режиссуре Юрия Муравицкого. Особо сильные звенья в этом шоу – музыка Луи Лебе и живой звук от великолепного квартета, рассеянного по краям сцены, яркий клоунский грим, потрясающий актёрский ансамбль. Особо отметим Романа Колотухина в роли гениального обольстителя. Обманутого Оргона, холерика с походкой тюфяка, блестяще сыграл Василий Уриевский, прежде хорошо известный в музыкальном мире как фрик-бард. Проводя презентацию Тартюфа, Оргон произносит нараспев «Опасные слова» и «Прекрасные слова», пародируя хит Ларисы Рубальской – и эти, казалось бы, незатейливые музыкальные шутки сражают наповал.
Декорация (художник – Галя Солодовникова) – словно огромная белая прямоугольная воронка. То, что белоснежное – фикция, дают понять очень быстро: хозяин дома, обглодав курицу, вытирает о стену руки. В ссоре Оргона с женой вином забрызганы пол и потолок. А завершается спектаклем разгромом мира мольеровских персонажей: после предложения по рации группы захвата Тартюфу сдаться в проломы стен пускают газ – и через пару минуту спустя сцена усеяна трупами. Но музыканты продолжают вдохновенно играть: музыка бессмертна.Почему же Муравицкий решился поставить ещё одного «Тартюфа» на Таганке? Режиссёр ответил, счастливо улыбаясь:
– Это название мне предложила Ирина Апексимова. Как же можно было отказаться от такой авантюры? Во мне заговорил азарт, начал искать сценическое решение великой пьесы. И весь спектакль сделан ради финала. Возможно, неправильно так говорить. Но я так чувствую. Гнилая среда заканчивается апокалипсисом. Заигрывание с властью ни для кого добром не кончится. Огромное спасибо артистам – играть фарс сегодня нигде не учат. Мы работали над спектаклем целых полгода – и это можно сравнить с выходом в открытый космос!


Павел Комаров, исполнитель роли Дамиса, признался:
– У меня с моим героем много общего. К примеру, мы оба за справедливость. Главная черта, которая раздражает Дамиса в Тартюфе – это, конечно, наглость. Видеозапись спектакля «Таганки» 1968 года по знаменитой комедии Мольера в постановке Юрия Петровича Любимова я не смотрел специально. Хороший актёр – хороший вор, а мне не хотелось невольно что-то присвоить у предшественников. Вообще, в фарсе, комедии дель арте играть ещё не приходилось. Так что приобрёл интересный опыт. А ещё, столкнувшись с текстом вечно молодой пьесы, пришёл к выводу: сегодня русский язык, некогда «великий и могучий», быстро скуднеет. Но мы старались, чтобы «Тартюф» сегодня не звучал старомодно.
Устаревший пафос и длинноты в монологах нивелируется скоростью их произнесения. Необходимую степень остраненности придаёт спектаклю и акцент в речи нескольких персонажей, противодействующих святоше и его покровителю: по замыслу режиссёра Эльмира и Клеант – немцы, а служанка Дорина имеет предков с африканского континента.

Ещё один фарс в программе «ХАОСА» – «Мещане» питерскогоТЮЗа (режиссёр Елизавета Бондарь).
Перед зрителями, занявшими места на авансцене театра «Глобус», 4-х комнатная квартира метражом как обычная студия. Пол неровный, отчего сразу отчётливо ясно: жизнь в этом доме катится по наклонной. Режиссёр предложила артистам «в поисках потерянного рая» необычный способ сценического существования: все действующие лица говорят и двигаются крайне необычно, выглядя то ли заведёнными куклами, то ли живыми трупами. Мелодика речи – а-ля Елена Соловей в культовой кинокартине Михалкова «Раба любви».
– Поверили режиссёру легко и сразу, но актёрские маски искали долго и трудно, – подчеркнула Анастасия Казакова, исполнительница роли Поли.
Одна из самых любопытных сюжетных линий питерских «Мещан» – дневники для охранника. В отсутствие жильцов дома Бессеменова человек в камуфляже ведёт себя как истинный хозяин: валяется на кроватях, берёт чужие вещи. Монологи основных героев пьесы, озвученные уже «нормальными, человеческими голосами», записаны на диск. Литературная обработка актёрского вербатима – от шеф-драматурга Сергея Давыдова. Разумеется, никакого охранника с рацией у Горького нет. Этого вставного героя придумали вместо антрактов. Рация появилась буквально за два дня до премьеры – и стала главной в мещанском жилище.
Пьеса 1901 года о разрыве связи поколений внутри семьи Бессеменовых очень точно попадает в сегодняшний день, когда система ценностей родителей воспринимается их отпрысками с гаджетами в руках чуть ли не доисторической.

Ещё один театр из Санкт-Петербурга, «Приют комедианта», представил камерный мюзикл «Дорогой мистер Смит» в режиссуре Алексея Франдетти, выпустившего в новосибирском «Глобусе» мюзикл «Cabaret», выигравший три приза на недавнем всероссийском фестивале «Музыкальное сердце театра».
Поющие артисты Павел Левкин и Юлия Дякина разыграли классическую лавстори: любящий добьётся своего счастья, преодолев все преграды. Впрочем, жизнь возлюбленной таинственного мистера Смита, начинающей писательницы Джуди – тоже далеко не сахар: потеря родителей, жизнь в приюте, безденежье, отказы издателей…
Алексей Франдетти на обсуждении спектакля сообщил:
– Директору питерского театра я предложил выпустить юморной недорогой спектакль – а на деле вышло совсем не так (улыбается). Выезд в Новосибирск стал для нашего мюзикла первым. Было очень волнительно – тем более, что в вашем городе уже идёт и ещё будут идти мои спектакли. Я договорился с «Красным факелом» о постановке в 2023 году. С главным режиссёром театра, Тимофеем Кулябиным, мы вместе учились в РАТИ: я играл в его отрывке по «Дону Жуану» Лепорелло, бегал по крышам. Впереди новая вершина – мюзикл на одну актрису. Он уже написан, это «Расскажи мне в воскресенье» Эндрю Ллойда Уэббера. Мечтаю об этом проекте в России.

Никитинский театр из Воронежа привёз «Чернобыльскую молитву». Инсценировка книги Светланы Алексиевич и режиссура – питерца Дмитрия Егорова, поставившего в Новосибирске такие нашумевшие спектакли, как «История города Глупова», «Довлатов. Анекдоты», «Дело», «НЕтрезвая жизнь», «ПослеЗавтра», «Песни о Родине». Красной нитью через спектакль проходит история молодой женщины, проведшей 14 дней в московской больнице рядом с мужем, сотрудником ЧАЭС. Рядом с артистами на сцене – телевизор, по которому показывают документальные фильмы о строителях «светлого будущего», энтузиастов с горящими глазами…
Питерский критик Жанна Зарецкая, посмотревшая всю фестивальную афишу, открыла обсуждение спектакля страстным спичем:
– Митя Егоров поставил все книги Алексиевич. Этот спектакль затрагивает множество проблем. Любая техника, даже самая безопасная в эксплуатации, может однажды стать причиной гибели множества людей. Что делать в случае техногенной катастрофы? Я живу недалеко от атомной станции в Сосновом бору, и мне хотелось бы знать ответ на этот вопрос. Мой друг, великий клоун Слава Полунин в дни чернобыльской трагедии был в Киеве. Узнав об аварии, он сразу же побрился налысо, постоянно пил молоко, принимал йод – и спас себя. Но простым людям неизвестны правила выживания. Да и события конца апреля 1986 года до сих пор не осмысленны. Несколько лет назад в Питер приезжала Светлана Алексиевич, она была поражена, как быстро забываются зло и пережитые несчастья.
Член правления Сибирского регионального союза «Чернобыль» Виталий Богиня горячо поблагодарил участников спектакля:
– Огромное вам спасибо за привлечение внимание и к ликвидаторам аварии, и к жертвам катастрофы. Словно на машине времени вернулся на 35 лет назад, когда специалисты «Сибакадемстроя» семь месяцев летали закрывать саркофаг на реакторе. А годом раньше, в 1985-м, три дня тушили пожар на ИЯФ… Тема самопожертвования сегодня мало кем затрагивается, к сожалению.

Московский Театр на Бронной стал участником «ХАОСА» со спектаклем «Бесы Достоевского», поставленным Константином Богомоловым по культовому роману русского классика. Осенью 2018-го на новосибирский фест актуального театра приезжал питерский театр «Приют комедианта», публика познакомилась с богомоловской трактовкой «Преступления и наказания» – с блистательным Дмитрием Лысенковым в роли Раскольникова. На этот раз режиссёр пригласил на главные роли, Верховенского и Ставрогина, других известных актёров – Никиту Ефремова и Александру Ребенок.


Новосибирская журналистка Наталья Дмитриева отмечает:
– Не нужно ждать от «Бесов Достоевского» тотального погружения в философские мрачные глубины, где зритель получит ответы на вопросы «о слезинке ребёнка» и «как земля носит чудищ вроде Ставрогина». Это скорее сатирический дайджест российского бытования, насыщенный ироническими пасхалками, которые легко считываются коллективным архетипом «КВН». Жена Ставрогина, запертая в роскоши Барвихи, скучает и начинает петь под ником Мария Хромая. Мать Ставрогина открывает благотворительный фонд «Варвара». Сам Ставрогин перекроен в женщину в результате пластической операции. Богомолов никого не щадит.

Если спектакли Богомолова, Муравицкого, Квятковского, Бондарь стали для новосибирских театралов инъекциями эпатажа, то в целом фестиваль «ХАОС» не без основания можно считать двухнедельным курсом реабилитации – после сильнейшего летнего недомогания на почве тотального релакса.


В статье упомянуты: