Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Ксения Петербургская получила новосибирскую прописку

28 февраля 2013
Марина Вержбицкая Новая Сибирь

В ПОСЛЕДНИЙ день февраля театр «Старый дом» ожидает, пожалуй, самое волнительное событие сезона: представитель питерской режиссерской школы Тимур Насиров покажет свою первую работу на сцене новосибирского драматического. Для дебюта в должности штатного режиссера Тимур Станиславович выбрал нестандартную современную пьесу с только зародившейся сценической историей — «Святую блаженную Ксению Петербургскую в житии» тольяттинского драматурга Вадима Леванова.
   «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» — драматургический апокриф, получивший признание престижного конкурса (первый приз в номинации «Пьеса для большой сцены» на «Евразии-2007») и лишь дважды воплощенный на сцене при жизни автора (спектакль в Александринском театре в режиссуре Валерия Фокина и интерпретация Натальи Шумилкиной на сцене Российского академического молодежного театра). Жанр пьесы обозначен автором как «пьеса в клеймах», что, как нетрудно догадаться, отсылает к клеймам в русской иконописи — небольшим композициям с сюжетом из жития того святого, кому посвящена икона, располагающимся вокруг центрального изображения.
   Сохраняя предложенный драматургом Левановым жанр, режиссер Тимур Насиров чуть сокращает название спектакля. Так, 28 февраля на сцене «Старого дома» появится лаконичная «Ксения Петербургская», ибо там, где начинается житие святой блаженной Ксении Петербургской», спектакль Тимура Насирова как раз заканчивается.
   Предыстория спектакля упирается в лабораторную работу. Эскизную постановку одного из самых необычных в современной драматургии текстов, пьесы-иконы, посвященной православной святой Ксении Петербургской, облачившейся после смерти мужа в его одежды и пустившейся по миру, Тимур Насиров впервые представил в декабре 2011 года в рамках фестиваля современной пьесы «Новая драма» в Челябинске. Эскиз получил хорошие отзывы зрителей, участников фестиваля-лаборатории и профессиональных критиков, что послужило мощным стимулом к тому, чтобы еще раз вернуться к пьесе Вадима Леванова и заново интерпретировать историю блаженной вместе с артистами театра «Старый дом».
   Ксения Петербургская — реальный персонаж и одна из самых необычных легенд в истории русской православной культуры. Святая Ксения, жившая в северной столице в ХVIII веке, — единственная блаженная, которая была канонизирована церковью. Однако новосибирская версия известнейшего петербургского мифа — это совсем не история о городе и «гениях места» и тем более не каноническое повествование о жизни святой. По признанию создателей, это совершенно неожиданный, карнавальный, игровой, а порой и мистический рассказ о чем-то универсальном: о происхождении добра и зла, о старинных и современных чудесах, о вере, прощении и способности жертвовать собой ради других.
   «Ксения Петербургская» — это яркая, игровая и динамичная пьеса. Музыкальная и хорошо написанная. Несмотря на название, в ней нет религии, православия. Речь идет о любви и нелюбви. Об истинной любви, которая помогает обрести гармонию, и мелких эгоистических страстишках, так часто принимаемых нами за любовь, — поясняет концепцию спектакля режиссер Тимур Насиров. — Все, что мы называем любовью, на самом деле таковой не является.
   ПРОИЗОШЛА подмена понятий. Истинная любовь не должна приносить страданий. Как сказано в первом послании святого апостола Павла к Коринфянам, «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Звучит красиво и понятно, но попробуй перенеси это в жизнь! Вот мы в нашем спектакле и пытаемся понять, каково это? Действенным анализом, средствами театра мы попытаемся постичь тот путь, который должен пройти человек, чтобы достичь гармонии с миром и самим собой. У нас три Ксении, три актрисы. Они пытаются преодолеть тот путь, который прошла Ксения, чтобы стать святой блаженной, но каждая делает это по-своему и, сталкиваясь с проблемой выбора, находит свое решение».
   Игровая природа пьесы служит отличным поводом для создания на сцене сложной драматической и пластической конструкции, в которой роль Ксении Петербургской исполняют сразу три актрисы: Лариса Решетько, Светлана Марченко и Яна Балутина. Каждая из них попробует примерить на себя путь, который прошла Ксения, — от переживания человеческих страстей, земной любви к своему мужу, до всепрощающей и всеобъемлющей любви к миру и людям. Не случайно спектакль завершается в тот момент, когда путь постижения и поиска ответов на вопросы Ксенией уже пройден. Режиссер намеренно помещает актеров в среду игрового театра, где их сценическое перевоплощение в героев становится одним из способов размышления о любви и самостоятельным сюжетом внутри спектакля. Актеры примерят на себя разные ситуации из истории о Ксении Петербургской, разные представления о любви — и через театральную игру попробуют найти образы и слова, способные передать невыразимость и сложность этого чувства.


В статье упомянуты:


спектакли: