Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

18 Декабря, среда

Е-ЕЕ-ЕЕ! / Бременские музыканты

подробнее>

«Аранские» парадоксы МакДонаха

17 января 2011
Вечерний Новосибирск, 14.01.08

«Калека с острова Инишмаан» — часть знаменитой трилогии об Аранских островах, в которую входят также «Лейтенант с острова Инишмор» и «Призрак с острова Инишир». Последняя вещь, неизданная по воле самого автора, стала для читателей «настоящим текстом-призраком, недостающим звеном в мифологии ирландских островов».

Перед тем, как состоялся премьерный показ, к новосибирским зрителям обратился режиссер-постановщик Сергей Федотов — руководитель пермского театра «У моста», заслуженный артист России, лауреат Национальной премии Чехии. Он напомнил, что хотя пьесы Мартина МакДонаха в нашей стране известны не слишком-то широко, они близки и понятны русскому зрителю. Рассказал, как во время поездки в Чехию впервые увидел спектакль «Сиротливый Запад», гремевший по всей Европе.

— На сцене играли всего четыре артиста, — говорит Сергей Федотов, — но впечатление было сильнейшее. Я понял, что открыл для себя выдающегося мастера. И когда наш театр «У моста» поставил ирландскую трилогию МакДонаха, вся Россия… просто сошла с ума!

В течение последних лет Сергей Федотов «ставил МакДонаха» во многих российских театрах, и вот теперь, побывав в Новосибирске, уверяет: работать с артистами «Старого дома» было приятно, так как они сумели понять и полюбить этого странного драматурга.

— Работая в «Старом доме», я еще раз убедился, что нет провинции и нет столицы, — размышляет Сергей Федотов. — Недавно я ставил спектакль в Санкт-Петербурге и могу сказать: новосибирские актеры показали высокий класс игры.

«Калека с острова Инишмаан» — комедия о том, как однажды на маленький остров, в несусветную «дыру» и глушь, прибывает съемочная группа из Голливуда. Участвовать в кинопробах стремятся все без исключения островитяне, но лишь одному из них, калеке Билли, выпадает шанс изменить судьбу. Именно он «отправится на Фабрику Грез вслед за голливудскими режиссерами, даже не предполагая, чем грозит обернуться воплощение мечты».

Инишмаан — это место, где время течет иначе… не так, как на «Большой земле». Инишмаан — это, прежде всего, люди, живущие крохотной общиной. Люди, для которых обыкновенный чупа-чупс — воплощение сладкой жизни, изобретение далекой загадочной цивилизации. На Инишмаане, где даже скалы знают о местных жителях всю подноготную, трудно убежать от собственной судьбы. Простота и грубость жизни делают людей более откровенными, более уязвимыми. Учат беречь друг друга, приходить на помощь в трудную минуту.

Представляя свою новую режиссерскую работу, Сергей Федотов извинился за нецензурную лексику, которая присутствует в ирландской комедии, и отметил: юмор МакДонаха — юмор совершенно особенный. Так, например, герой одной из самых известных пьес «культового драматурга» выкапывает из могилы собственную жену, погребенную много лет тому назад. На сцене творятся немыслимые вещи, которые вызывают у зрителя бурю эмоций и ассоциаций.

— В пьесе «Калека с острова Инишмаан» есть безумно смешные персонажи, — делится впечатлениями Сергей Федотов. — Например, старуха-мать (актриса Ольга Кандазис), которую сын всю жизнь тщетно пытается допоить до кондрашки, а ей уже девяносто, и она пила, пьет, будет пить, и ничто ей не страшно! Тетушка Эйлин, тоннами поедающая конфеты в магазинчике (Татьяна Шуликова), — этакий бегемотик, из-за которого тотально исчезают с прилавков продукты.

Не менее колоритны и другие герои спектакля: Кейт (заслуженная артистка России Вера Сергеева), с ее более чем странной привычкой беседовать с камнями, Джоннипатинмайк (Александр Сидоров) — местная «служба новостей», азартный охотник за слухами, который в глубине души оказывается способен на самую добрую, самую честную дружбу.

И, конечно, — главный герой, калека Билли (Владимир Борисов). История его жизни — рассказ о том, как тяжело и больно разгадывать тайны, доставшиеся в наследство (тайна рождения Билли проходит через все действие, интригуя зрителя)… О том, как неожиданно и внезапно приходит счастье, доказывая, что жить все равно стоит, даже если времени осталось совсем чуть-чуть.

«Только ирландец способен уловить живость и мертвенность мира. И в Мартине, и в его пьесах скрыты, с одной стороны, дар ирландской проницательности, с другой — сарказм, нахальство, голос улиц южного Лондона. Его произведения — это парадоксальное сочетание жестокости и сентиментальности», — так считает Николас Хитнер, один из первых постановщиков «Калеки с острова Инишмаан».

Очень скоро в Новосибирске появится еще несколько спектаклей по пьесам Мартина МакДонаха. Будет интересно сравнить постановку «Старого дома» с работами других режиссеров, обратившихся к творчеству одного из самых актуальных


В статье упомянуты:


спектакли: