Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

«Удар» — лекарство не только от скуки

18 января 2011
Ведомости, 12.03.2010

Благодаря остросоциальной тематике и высокому уровню исполнения творческий эксперимент театра «Старый дом» и Немецкого культурного центра им. Гёте в Новосибирске получил благоприятные отзывы специалистов в области педагогики, психологии и социального воспитания молодёжи: российскую премьеру документальной драмы Андреса Файеля и Гезине Шмидт рекомендовали к просмотру школьникам и студентам как один из экспериментальных методов борьбы с асоциальным поведением молодёжи. В новейшей истории театрального Новосибирска это произошло впервые.

Совместный российско-германский проект появился на свет в ноябре 2009 года. Постановкой спектакля «Удар» организаторы планировали не только поднять определённый проблемный пласт и привить на почве регионального репертуарного театра современную социальную европейскую драму, но и призвать зрителя к диалогу на актуальные темы. В данном случае речь шла о подростковой преступности и жестокости в противовес равнодушию взрослых.

«Удар» стал экспериментом во всех отношениях, на который руководство «Старого дома» пошло сознательно и бесповоротно, видя за театром не только развлекательную функцию. Необходимо отметить, что театр «Старый дом» впервые взялся за постановку современной немецкоязычной драмы «новой волны», работа над которой велась в необычной для нашей страны форме WORKSHOP’ов (развивающий метод групповой работы с активными и самостоятельными участниками и неоднозначной проблемой в центре). Необычен и текст пьесы. Созданная в документальном жанре, она основана на реальных событиях, в центре которых — современные подростки, а также совершенно не театральная и абсолютно шокирующая история.

Ещё одной особенностью спектакля является то, что многочисленных персонажей пьесы исполняют по три актера в каждом составе (Максим Гуралевич, Вера Сергеева, Василий Байтенгер; Егор Голдырев, Ирина Смолякова, Сергей Безродных), что в театральной практике применяется редко. Спектакль «Удар» — такое театральное действо, которое не вписывается в рамки русского психологического театра и, как всё, выходящее за рамки, бросает вызов зрительским стереотипам. «Удар» создавался как спектакль-дискуссия, то есть каждый показ предполагал последующую беседу артистов и зрителей, — столь трудоёмкая форма взаимодействия с залом, да ещё и на регулярной основе в российских театрах почти не используется. И напрасно. «Возможность видеть, сочувствовать, сопереживать, волноваться, а после обсудить эти переживания с теми, кто только что тебя волновал — с актёрами, игравшими на сцене, — невозможно заменить домыслами и рассуждениями со стороны. Смысл спектакля, объяснённый режиссёром, рассказ актёра, почему он посчитал важным сделать акцент именно на этих словах или занять определённое место на сцене при определённых действиях — всё это может быть использовано педагогами не только, как принято, в уроках литературы, истории, обществоведения, но и в профориентационной работе», — уверена специалист отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска Ирина Синельникова.

Что же касается пьесы-основы, то ничего более подходящего для многостороннего эксперимента, кажется, невозможно было придумать. Все ужасы «Удара» произошли в 2002 г. в немецком местечке Потцлов, где двое братьев Шёнфельд — 23-летний Марко и 17-летний Марсель, а также их друг, 17-летний Себастьян, пытали и зверски убили своего 16-летнего приятеля — Маринуса. «Убийство в Потцлове» получило широкий общественный резонанс. Преступлением заинтересовался и один из самых влиятельных режиссёров-документалистов современности Андрес Файель. В течение полугода вместе со своим соавтором драматургом Гезине Шмидт он проводил опросы всех, кто что-либо знал об этой трагедии. Смонтировав в одном тексте отрывки из судебных протоколов, бесед, допросов юных убийц, их родителей, друзей, работников прокуратуры и потцловских жителей драматурги весьма натуралистично показали как само преступление, так и жизнь, из которой оно выросло.

В кино пьеса «Удар» впервые была снята в жанре документальной драмы. Фильм имел огромный успех и вызвал серьёзные дискуссии в культурных кругах Европы. На театральных подмостках пьеса впервые инсценировалась как документальная драма для двух актёров и опять-таки не осталась незамеченной. Вскоре за реинтерпретацию «Удара» взялось более тридцати немецкоязычных трупп. «Удар» «Старого дома» стал первой постановкой пьесы Андреса Файеля на русском языке и дебютной постановкой в России.

Собственно, с таким весомым багажом за плечами спектакль «Удар» и был представлен новосибирской публике. Первые показы «хроники одного происшествия» вызвали сильную зрительскую реакцию и доказали потребность в социальном театре.

«Мы не прикрыты здесь, как обычно, образами, гримом, костюмами. Мы здесь, можно сказать, голые. Но тут важна наша человеческая позиция. Мы должны показать, что самое страшное в нашей жизни — равнодушие, и поставить перед каждым зрителем вопрос: что он собой представляет?» — рассказал актёр театра «Старый дом» Сергей Безродных. «Когда я впервые прочитала пьесу, я была в шоке, — комментирует актриса Вера Сергеева. — Я даже спать не могла. Потом я дала почитать текст одной немолодой женщине. Она объяснила мне, что всё описанное действительно есть — и такие проблемы отцов и детей, и неумение молодежи общаться без алкоголя. А раз это есть, раз это волнует людей, значит, театр должен не закрывать глаза, а говорить об этом во всеуслышание».

Бурная реакция зрителей и популярность спектакля привели к тому, что в феврале 2010 года в театре «Старый дом» состоялся ещё один необычный показ российско-германского «Удара». Кроме обыкновенных зрителей, на спектакле и последующем обсуждении присутствовали руководители отделов по работе с молодёжью, представители отделов образования администраций районов города, завучи и педагоги учебных заведений. В дискуссии принимали участие уже упомянутая Ирина Синельникова, консультант аппарата заместителя губернатора НСО, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав НСО Надежда Аникеева, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИФМИЭО, НГПУ, ведущий психолог, заведующая отделением центра социально-психологической адаптации личности Лариса Рубцова, начальник организационно-методического центра развития молодежной политики отдела по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Ленинского района Елена Кузина, начальник отдела молодежи, культуры и спорта Калининского района Николай Козлов, начальник отдела молодежи администрации Первомайского района Наталья Никулина, заместитель начальника отдела образования Заельцовского района Ольга Михайлова и др.

Чиновники, психологи, педагоги были едины во мнении: «Удар» не только можно, но и нужно показывать представителям современной молодёжи, ибо столь откровенный разговор на актуальную тему должен помочь младшему поколению разобраться в волнующих его проблемах. Проблема современного общества — молодёжная жестокость, немотивированная агрессия, равнодушие! Об этом не рассказывал, не писал и не показывал только ленивый. Казалось бы, что нового нам могут ещё показать? «”Удар” — это настоящий психологический удар, культурный шок, который испытываешь от начала до конца спектакля. Минимализм в костюмах, минимализм в декорациях, на фоне тонкой, потрясающе психологичной игры актёров. Спектакль, которого ещё не было в Новосибирске. Спектакль — социальный репортаж и внутренние монологи актеров, обращенные к себе и к каждому сидящему в зале. Спектакль дежа вю — это уже было! Но это было передано без набившего оскомину натурализма и сцен жестокости! Я уверена: ни блистательная, полная пронзительного реализма игра актёров, ни драматичная история, произошедшая в таком далёком, но узнаваемом нами германском местечке Потцлов, не оставят равнодушными тех, кто придет на этот спектакль», — отмечает Лариса Рубцова. «Не ставлю даже вопрос: быть или не быть данному проекту. Совершенно однозначно, что он состоялся, — уверена Надежда Аникеева. — Считаю полезным просмотр спектакля педагогам и психологам, работающим со старшеклассниками и студентами. Возможен и показ молодым людям, совершившим преступление. Страх наказания, используемый уголовно-исполнительной системой, не оправдывает себя. Просмотр спектакля для такой целевой аудитории могло бы стать одной из форм восстановительного правосудия, помогающей осознать ответственность перед потерпевшей стороной, родителями и обществом». — «Трагическая пьеса, основанная на реальных событиях, дает возможность затронуть болезненные и актуальные темы, как оказалось, не только для российского общества — агрессия, социальное одиночество, стремление не выделяться, невнимание и непонимание потребностей детей, их незанятость в послешкольное время. Сотрудничество, активная позиция каждого социального института в воспитании молодого поколения страны сможет дать хороший результат в выполнении важной задачи — построения открытого гражданского общества», — полагает Ирина Синельникова.

Одним из главных достоинств остросоциального «Удара» эксперты отметили его действенность. Как известно, любую попытку назидания дети и подростки отталкивают, не терпя наставлений и поучений. В случае стародомовского «Удара» отторжения не предвидится. Урок, лечение или даже и психокоррекция будут проходить незаметно, подспудно — в театрально-игровой форме. Таково преимущество арт-терапии, эффективно избавляющей «пациентов» от внутри- и межличностных конфликтов, возрастных, экзистенциальных кризисов и кризисных состояний, постстрессовых и невротических расстройств, а также многих других отнюдь не театральных проблем. Именно этим и займётся спектакль «Удар» театра «Старый дом» в ближайшее время. Что интересно: отныне приуроченный к Году учителя российско-германский проект будет функционировать не только на стационарной сцене, но и, по просьбам педагогов, будет выезжать в школы, колледжи и вузы Новосибирска и области.

Очень часто у студентов педогогических вузов возникает вопрос: "Как написать курсовую по психологии?". Можно написать самому, а можно заказать у профессионалов!


В статье упомянуты:


спектакли: