Любовь спасёт
19 августа 2025Наталия Дмитриева Ведомости НСО
«С неба упали три яблока»
Где-то на плече горы Маниш-Кар притулилась армянская деревушка Маран, — здесь, между небом и землей, живут добрые и честные люди-чудаки, последние души-осколки, пережившие многочисленные атаки всадников Апокалипсиса, принесших с собой мор, голод, болезни и землетрясения. Такова экспликация нового спектакля театра «Старый дом», поставленного режиссёром Александром Огарёвым по роману Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока», который идёт с конца мая 2025 года при неизменных аншлагах, — сегодня зритель соскучился по простым, но отчасти волшебным историям, где в череде страданий и бед виден ясный свет надежды и любви. Александр Огарёв и автор инсценировки Дмитрий Богославский дарят эту надежду, ибо сегодня каждый из нас носит в себе персональный «Маран», где с неба постоянно летят камни и развёрстываются хляби небесные, а привычная реальность рассыпается на события-пиксели. Честные маранцы принесли нам правду, проверенную жизнью, — в любой непонятной ситуации заквашивай мацун, пеки хлеб и навещай соседей, а дальше уже будем уповать на семикрылого Ангела и Павлина.
Наверное, уже один тот факт, что за постановку спектакля по роману, написанному в жанре магического реализма, взялся ученик известного режиссёра и реформатора российского театра Анатолия Васильева, вселил надежду — принципы мистериального театра отлично сопрягаются с притчевым сюжетом, когда не «что, где, когда», а «зачем, для чего и почему». По мнению Александра Огарёва, психологический театр изучает мир людей, а игровой — поднимается до мира идей, где горизонталь событий накладывается на вертикаль человеческого духа, рождая ощущение поэзии. И это вновь «двойное комбо», потому что текст Наринэ Абгарян — это, конечно, не роман или повесть, а настоящая песня, высеченная из камня, страданий и любви, где мифология и древние легенды органично вплетаются в повседневность, когда бытование не мешает видеть духовное. Даже если это духовное пришло в жизнь странным Павлином — как случилось в семье Ованеса и Ясаман. Мир Марана, который создала художник Елена Жукова, — это искажённое пространство волшбы и сновидений, «кроличья нора», где обычная кровать висит в по-над мирном пространстве, прикрученная к отвесной скале, через кривое окно лезут любимые люди и мёртвые родственники, а высота стульев не даёт касаться ногами земли. Здесь нет твёрдой почвы под ногами в том смысле, который мы вкладываем в эту фразу (на эту идею отлично работает зеркально-чёрное сценическое покрытие), — пространство Марана несётся в звёздной глубине космоса, впрочем, как и мы с вами на этой планете. Вместе с художником по свету Евгением Ганзбургом сценограф создала маленький, но в то же время бесконечный мир, когда можно заглянуть за угол условного дома и обнаружить там бездну, которая традиционно уже вглядывается в тебя.
Текст Абгарян — плотное полотно сплошного нарратива, где практически нет диалоговых зазоров, а поэтому есть опасность уйти в радиоформат «театра у микрофона», когда некий «древнегреческий хор» живописует все превратности сюжета. Но режиссёр Огарёв идёт в пластику, когда основные события артисты передают через тело, подключая зал к хороводному мистериальному действу, где проигрываются все болевые точки сюжета. Землетрясение, нашествие саранчи, голод, мор, война — жест, тело, танец, шаманское камлание, коллективное проживание. В пластических этюдах, поставленных хореографом Любовью Пегель, заложено много бессознательных эмоций — рисунок танца постоянно ломается, превращаясь в долгие диониссийские пляски а-ля Матисс. К концу спектакля, к примеру, этот вакхический хоровод выливается в несколько финалов, когда взбудораженный зритель готов уже крикнуть «Браво!», но центробежная сила эмоций тащит его дальше.
Библиотекарша Анатолия (Вера Сергеева) приготовилась умирать от кровотечения. Прополола огород и легла под образа, напугав до полусмерти Курицу (Софья Васильева) и Козу (Софья Степанова), которых жизнь к этому не готовила. Так начинается библейская история воскрешения Марана, населённого упрямыми стариками, которые не переехали жить в благополучную Долину, а остались доживать свой век на вершине Маниш-Кара. Но мы-то с вами понимаем, что не было у маранцев шансов «спрыгнуть» со своей планеты, как нет его у каждого из нас. Как говорится: делай что должно, и будь что будет. А впереди у Анатолии будет сосватанная встреча с кузнецом Василием (Юрий Кораблин) и неловкое чувство, превратившееся в большую любовь, когда нерастраченная нежность воскрешает засохшее деревце, награждая его главным плодом — живой жизнью. Нежный получился дуэт у Веры Сергеевой и Юрия Кораблина, когда даже в очевидном зове тела, спроецированном на экран, не прозвучало ни капли пошлости, а было только любование друг другом. Ещё одна нежность, с ворчливо-стариковскими нотками, — в паре Ясаман (Халида Иванова) и Ованеса (Василий Байтенгер), где «ты меня иногда бесишь, но ты — часть меня». Да, в этом спектакле — очень много любви, она транслируется в зал всеми персонажами: очеловеченным «прайдом» из Курицы, Овцы, Козы, Барана и Волкодава (боги, что творят на сцене артисты!), людьми и даже некоторыми духами. Сегодня, как никогда, любовь нужна нам как воздух.
Спектакль соткан из магии — бытовой, ритуальной и сценической. Длинные косы Воске (Эльвира Главатских), обвивающие всю сцену золотистым полозом: в женском роду Анатолии волосы символизировали благополучие и счастье, отрежут — умрёшь. Паучья пластика Магтахинэ (Анастасия Белинская) — умершая жена Василия, как в традиционных фильмах ужасов, пробирается стенами к ложу беременной Анатолии. Чёрно-белые видеопроекции, где девочки-призраки в белых платьицах бесшумно появляются в разных углах сцены. Странные маски, напоминающие персонажей жутенького мультфильма «Калиф и аист», — с мягкой долей попсового хоррора режиссёру удалось показать зазор между потусторонним и посюсторонним, удивив и где-то даже напугав зрителя.
В спектакле получилось два полноценных финала. Первый, когда маранцы вместе с прилетевшим в деревню Ангелом несутся в радостной вакхической пляске, встречая новорождённую Воске: всюду жизнь, а значит, есть надежда, что с приходом в этот мир дочери Анатолии и Василия, всё изменится к лучшему. Но после буйного веселья приходит отрезвляющая мысль: маленькой Воске придётся жить в этом мире, где с неба иногда падают камни, а земля вздыбливается болью и страданием. Как её уберечь? Поможет ли любовь? Нет ответа, но есть надежда и вера. Ну а пока — ловите три яблока. «Одно — тому, кто видел, второе — тому, кто рассказал, и третье — тому, кто слушал и верил в добро».
Всем, кто соскучился по волшебным историям, где добро, хоть на минуту, побеждает зло. У этого спектакля — очень широкая аудитория, но поклонникам классического психологического театра советую всё-таки повнимательнее изучить сюжет и принципы игрового театра. Хотя, уверена, любовь к искусству объединит в этом спектакле всех.
Фотографии Александра Лукина
В статье упомянуты:
Люди:
- Александр Огарёв
- Дмитрий Богославский
- Елена Жукова
- Сергеева Вера
- Кораблин Юрий
- Байтенгер Василий
- Иванова Халида
- Главатских Эльвира
- Белинская Анастасия
- Васильева Софья
- Степанова Софья
спектакли: