Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
"Мамаша Кураж" поселилась в "Старом доме"
09 июня 2015Юрий Татаренко Совок.info
На днях новосибирской публике была представлена премьера спектакля по знаменитой пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Молодой казанский режиссер Туфан Имамутдинов сумел увлечь «стародомовскую» труппу экстравагантностью трактовки трагического повествования о немецкой маркитантке, ставшего классикой мировой драматургии. По мнению режиссёра спектакля, всю глубину трагедии сегодня можно передать только через гротеск. – Отечественный телеэфир перенасыщен сюжетами, рассказывающими о кошмарах повседневности. Тягаться по силе воздействия на зрителя с телевизионной картинкой бессмысленно. Поэтому в качестве постановочного решения я выбрал цирковую стилистику, диктующую специфический способ актёрского существования, — рассказывает Туфан Имамутдинов. – Брехт, рассматривающий в своих пьесах исключительно критические ситуации, ставит своих героев перед выбором. Что для Мамаши Кураж главнее: циничность и практицизм – или общечеловеческие ценности? Пусть это решит зритель. Мне кажется, Брехт писал о том, что можно выжить благодаря хитрости и изворотливости, но нельзя всю жизнь прожить циником. Эта пьеса также и о личной ответственности перед историей. Кто причиной всего, что происходит со мной? Честный ответ: я сам, и никто другой. Я есть война, отчаяние, страдание. Но я – и мир, и бескорыстие, и милосердие. Если на войне вы выбираете выгоду, вы обрекаете на страдания не только себя, но и окружающий вас мир. Женщина как катализатор войны – одно из самых интересных художественных открытий Брехта!– говорит Имамутдинов. В спектакле «Старого дома» немало удачных актерских работ. Весьма колоритные образы непутёвых детей главной героини создали Виталий Саянок, Анатолий Григорьев и Анастасия Панина. Уверенно придерживаются фарсовой основы «Мамаши Кураж» Ольга Кандазис, блистательно сыгравшая опустившуюся полковую шлюху, и Василий Байтенгер, в нескольких эпизодических ролях продемонстрировавший поразительное разнообразие голосовой палитры. Украшением спектакля стали музыкальные номера. 11 зонгов, что звучат эпиграфами к каждому эпизоду, исполняют Сергей Дроздов и Тимофей Мамлин, лихо подыгрывающие себе на флейте и гавайской гитаре. Отметим, что Мамлин, удачно переработавший брехтовские ремарки, дебютировал в роли автора стихов для зонгов. Несколько раз к двум «летописцам» истории про Мамашу Кураж присоединяется цирковой оркестр: аккордеон, туба, корнет, банджо, барабан, трещотка. Гармонический строй задаёт гитара Анатолия Григорьева, а взрыв эмоций отчётливо слышен в соло на духовых в исполнении Александра Сидорова. Музыкальным руководителем спектакля Станиславом Пастуховым проделана серьёзная работа. – Актёр, взявший в руки гитару, не превращается в музыканта. Он продолжает оставаться актёром! – рассказывает Станислав Геннадьевич. – Нам не под силу добиться звучания симфонического оркестра. Главное совсем другое: ребята не только освоились в своих музыкальных партиях, но и научились слышать друг друга! Мамаша Кураж стала очередной звёздной ролью Халиды Ивановой. – Главная черта моей героини — невероятная стойкость. Мамаша Кураж проходит через множество потерь – и остаётся несломленной! Я благодарна и постановочной группе спектакля, и всем своим партнёрам на сцене за создание максимально комфортных условий для работы, – говорит примадонна «Старого дома». Студентка ФЖ НГУ Анна Понофидина отмечает: «Исполнительнице заглавной роли спектакля, народной артистке России Халиде Ивановой удалось сыграть и беспардонную торговку, и бездомную мать. Тема тотального цинизма в зарабатывании на войне ею тщательно разработана. Выделю и превосходную актёрскую работу Анастасии Паниной, сумевшей передать всю трагичность судьбы немой Катрин. А за волшебный голос Тимофея Мамлина я просто готова отдать душу! На славу потрудилась художник спектакля Екатерина Галактионова, её цветовое решение сценического пространства потрясает. Без сомнения, «Мамаша Кураж» – один из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре «Старого дома»! Эта постановка по Брехту – калейдоскоп цирковых аттракционов: тут и акробатика, и танцы на ходулях, и точная стрельба вслепую, и множество фокусов. Как оказалось, «стародомовские» артисты могут освобождаться от веревочных узлов, мгновенно исчезать и появляться на сцене, прокалывать себя шпагами… В тоже время спектаклю ощутимо не хватает искромётности. Но этот недочёт – из числа тех, с какими театр справляется очень быстро: актёрам достаточно услышать первые аплодисменты, и действие тут же обретает точный темпоритмический рисунок.
В статье упомянуты:
спектакли: