Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Маска, ты с кем?

02 мая 2023
Наталия Дмитриева ВЕДОМОСТИ НСО

Анатолий Григорьев стал первым артистом Новосибирска, получившим «Золотую маску» за лучшую мужскую роль

 

 

В ночь на 23 апреля театральная история Новосибирска вышла на новый вираж — впервые за всё время существования Российской национальной театральной премии «Золотая маска» номинация «Лучшая мужская роль» сдалась на милость новосибирского артиста. Первопроходцем стал артист театра «Старый дом» Анатолий Григорьев, получивший главный «театральный артефакт» за блестящее исполнение роли Каренина в спектакле Андрея Прикотенко «Анна Каренина».

 

22 апреля в Москве в 29-й раз прошла торжественная церемония награждения Российской национальной театральной премией «Золотая маска»: кульминация главной российской театральной интриги по итогам сезона 2021/22 прошла в атриуме Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Ночь, конечно, выдалась жаркой — прямая трансляция, если что, тоже передаёт бурю эмоций! А их было предостаточно.

 

В последнее время «доброжелатели» из околобогемного пространства всё больше говорят о ненужности «Золотой маски» — мол, изжил себя этот институт. Но эта театральная премия была и остаётся единственным и самым скоростным «лифтом узнавания», который может доставить провинциальный театр на вершину театрального Олимпа. В нынешнем сезоне эксперты «Золотой маски» посмотрели 1 064 спектакля в разных российских театрах — на всех театральных географических широтах нашей страны. «Золотомасочный» десант высаживался в таких городках, куда Макар и телят-то не гонял, — была бы у этих театров возможность заявить о себе на всю страну, если бы не фестиваль «Золотой маски»? 30 лет главная театральная премия помогает стирать границы между столицами и провинциями, надеемся, что и дальше продолжит.

 

Сцена из спектакля «Анна Каренина».

 

Немного статистики нынешней «Золотой маски»: 1 064 отсмотренных экспертами спектакля в 133 российских городах, три фестивальных месяца, а затем трёхчасовой «нон-стоп» в Музыкальном театре — эмоции, слёзы радости, гордость и счастье. Театральное искусство в разрезе номинаций: оперетта/мюзикл, балет, опера, современный танец, театр кукол, драма. Режиссёр церемонии — Нина Чусова, ведущие — Сергей Епишев и Лика Рулла. В зрительном зале — лучшие из лучших, подвижники театрального искусства.

 

Премьерой спектакля «Анна Каренина» театр «Старый дом» открывал свой 88-й сезон: первый показ состоялся 25 сентября 2021 года — спектакль сразу заявил о себе как о самом обсуждаемом событии в театральном пространстве Новосибирска. Режиссёр Андрей Прикотенко выступил «соавтором» Льва Толстого, написав отдельный «роман» по мотивам великого классика. Художник Ольга Шаишмелашивили и режиссёр сразу задали условия будущей «игры в Каренину»: сценическое пространство как подиум для показов или перрон вокзала, спектакль-дефиле, где герои-модели демонстрируют даже не личные истории героев, а скорее социальные тренды, вписанные в публичный виртуальный контекст.

 

— Спасибо огромное экспертному совету за высокую оценку моей работы и нашего совместного труда с режиссёром Андреем Михайловичем Прикотенко, — сказал в ответной официальной речи Анатолий Григорьев. — Спасибо всем моим коллегам и театру «Старый дом». Я вас всех люблю, вы самые лучшие. А эту награду я посвящаю своей жене Анастасии. Любимая, я еду домой.

 

«Анна Каренина» — это ансамбль ярких актёрских работ, но звезда Анатолия Григорьева сияет особняком. Он раскрывает своего героя горестно, истово, постепенно застёгиваясь на все пуговицы и превращаясь в холодную функцию, которой нет дела до страстей человеческих. Это сильнейшая роль Анатолия Григорьева, которая стала событием в масштабе всего театрального российского пространства.

 

— Это было неожиданно и очень похоже на сон, — сказал Анатолий Григорьев, когда отгремели все «золотомасочные» бури. — Меня шатало от эйфории и от той мощной поддержки, которую я получил. Оказалось, что очень много людей желали мне победы. Это было так удивительно. Ни о какой конкуренции и речи не шло — я был в кругу таких мощных и замечательных людей, которым искренне желал победы! Премию мне вручал народный артист Евгений Миронов — и это особенно для меня важно: я пытался равняться на него. Он помнил и Мышкина в моём исполнении. Это было очень приятно и радостно.

 

Для «Старого дома» победа Анатолия Григорьева — это очевидный знак, что сегодня артисты театра находятся на пике своей психофизической формы и способны раскрыть роль любой сложности и глубины. Усиливает этот эффект ещё и тот факт, что в 2021 году артист «Старого дома» Тимофей Мамлин получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Ипполита Терентьева в спектакле «Идиот» режиссёра Андрея Прикотенко. Театральная арифметика — за последние восемь лет в Новосибирске только трое артистов удостоились этой высокой награды: в 2015 году артист театра «Глобус» Лаврентий Сорокин получил спецприз жюри «Золотой маски» за роль в спектакле «Крейцерова соната», в 2020 году артист «Красного факела» Андрей Черных — «Золотую маску» за «Лучшую мужскую роль второго плана» в спектакле «Дети солнца», в 2021 году в этой же номинации победил Тимофей Мамлин. Анатолий Григорьев стал первым артистом Новосибирска, получившим «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль».

 

Новосибирск забрал «Золотую маску» и в номинации «Эксперимент» — награду получила независимая команда Лаборатории современного искусства, которая в коллаборации с Международным театральным фестивалем «Толстой» выпустила аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3». Перформанс Полины Кардымон — это трёхступенчатое погружение в пространство фольклорных текстов, человеческих рефлексий и архетипов, с которыми мы живём от рождения до смерти. Первые «Коромысли» помогают зрителю избавиться от стереотипов, возникающих при контакте с русской песнью, и впускают народную культуру в сегодняшний день. «[сыра земля] Коромысли. Глава 2» — экзистенциальное проживание табуированной темы смерти через обрядовую песню. «Коромысли. Детство. Глава 3» — раскрытие темы детства через фольклорную песню, путешествие «в народ» с помощью толстовских традиций. На церемонии вручения премии режиссёр Полина Кардымон официально заявила, что «Детство» — это заключительная часть уникального проекта, в котором приняли участие артистки новосибирских театров.

 

Аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3».

 

— Мои эмоции — это чудо и восхищение — рассказывает Алина Юсупова, артистка театра «Глобус». — Меня восхищает, что наша малюсенькая организация без финансирования, в подвале с разноцветным линолеумом, которая выживает пятый год на одном энтузиазме, вышла на такой высокий уровень. И в институциональном плане для нас это огромный репутационный прыжок. Меня как резидента лаборатории это сильно вдохновляет.

 

Дарья Воевода вспомнила, что первые «Коромысли» они начали показывать в буфете театра «Старый дом» — изначально это были бесплатные показы. И конечно, если бы не энергия Полины Кардымон, которая, как звезда по имени Солнце, притянула на свою творческую орбиту талантливых молодых артисток, никакой «Золотой маски» не случилось бы. Ну а когда стало известно о победе, то эмоции унесли девочек в космические дали — и плакали, и смеялись, и обнимались от радости.

 

— Такое ощущение, что мы догадывались о том, что всё это чудо произойдёт, но не могли до конца поверить, — говорит актриса «Старого дома» Наталья Пьянова. — Когда нас начали объявлять — мы закричали от радости! Мы никогда не рассчитывали на какие-то награды, просто делали то, что нам очень нравится.

 


В статье упомянуты: