Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ

21 Ноября, четверг

Двойная игра

подробнее>

Мать с детьми на линии фронта

02 июня 2015
Алексей Кудинов ВМЕСТЕ
В "Старом доме" открылся балаганчик, в котором поют и шутят о войне. Сегодня в театре премьера - главный режиссёр Казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов представляет своё прочтение одной из главных пьес 20-го века - "Мамаша Кураж и её дети". Автор - Бертольт Брехт начал работать над ней накануне Второй мировой и сожалел, что не успел хоть как-то повлиять на политиков своим произведением.
 
В центре пьесы  - человек на войне. В условиях, когда чувства обострены, когда нет полутонов - только белое и чёрное. Когда не до изящностей - важно, кто упал на землю, ты или враг. Отсюда и появился цирк, место, где работают простые приёмы, где смех рождает человек, поскользнувшийся на банановой кожуре или потерявший свой красный  нос. К тому же эта идея вполне согласуется с замыслом драматурга. Который рассказывает зрителям о событиях тридцатилетней войны, начавшейся с противостояния протестантов и католиков. И центральное место в брехтовских исторических хрониках отведено торговке, владелице фургончика, в котором солдаты могут купить всё что угодно - от выпивки до пряжек. У Мамашми трое детей от разных отцов и вместе они действительно напоминают небольшую странствующую цирковую труппу.  Которая на протяжении всего спектакля периодически обращается к зрителям с музыкальными номерами - зонгами.
 
Специально для этой постановки некоторым артистам театра пришлось учиться играть на различных музыкальных инструментах. Впрочем, подобным образам повышать квалификацию труппе не впервой. Как и создавать на сцене образы гипертрофированные, абсурдные. Постановщики сознательно не стали реконструировать какие-то исторические реалии, будь-то 17-й век или Вторая мировая. Посчитав, что тема и без это - актуальна. Война заполнила наше информационное пространство. Она давит со всех сторон. И в такой обстановке даже сам факт появления пацифистского творческого высказывания почему-то кажется чуть ли не актом гражданского мужества.
 
Мать с детьми на линии фронта - образ сам по себе очень сильный и какой-то неправильный. Так не должно быть. Но героиня Халиды Ивановой чувствует себя в этой обстановке прекрасно. Война - это то, что позволяет зарабатывать. И не важно, под каким флагом будет вести торговлю её фургончик, не важно, кому и что продавать. Правда, у такого  бизнеса есть и обратная сторона. Война даёт сдачу, забирая детей. Которые - есть воплощение лучших человеческих чувств -  смелости, честности, доброты. Но всё это то, что на войне оказывается не нужным. И тут важно то, что перевесит - материнские чувства или жажда выгоды. Мамаша Кураж свой выбор делает, но тут важен выбор зрителей. Смотреть видео. 

В статье упомянуты:


спектакли: