Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Микст из Володина, Розова и современного театра

27 мая 2013
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь

 

В РЕПЕРТУАРНОМ семействе новосибирского драматического театра «Старый дом» появился спектакль-праздник в постановке творческого тандема из Казахстана. Теоретик и практик театральной импровизации Галина Пьянова и молодой креативный художник Антон Болкунов храбро скрестили знаковые сюжеты советской сцены, бодрые кавер-версии музыкальных хитов, дружескую атмосферу заново воскрешенных квартирников и работу профессиональных артистов. Получилось пестрое театральное действо под названием «В поисках радости. Век XXI», в котором оказалось слишком много децибел для ностальгии и сумбура для того, чтобы кричать «ура» и подбрасывать к колосникам чепчики. Впрочем, задора и иронии тоже вполне хватало. Так что подарить «Старому дому» два часа своей личной жизни можно. И не без оснований. 
   Обаяние таланта — великая вещь. В театре, где зачастую все слишком субъективно и необъяснимо, «покоряющее влияние» создателей спектакля играет едва ли не решающую роль. Режиссер Галина Пьянова профессиональным обаянием наделена сполна и с нескрываемым удовольствием транслирует свой дар и актерам, и публике. Завсегдатаи новосибирских театральных залов наверняка помнят фестиваль независимых театров Sib-Altera, в рамках которого были представлены работы алма-атинского театра «АРТиШОК» — не филигранные, но полные искренности, творческого хулиганства и жизни спектакли. Именно такого витаминного коктейля зрителям тогда не хватало. Да, пожалуй, недостает и сейчас. Недаром год назад Галина Пьянова вновь оказалась в столице Сибири как театротерапевт, руководитель мастер-класса по методу театральной импровизации, замечательно укрепляющему иммунитет всякого истерзанного репертуарными страстями театрального организма. Тренинг длиною в неделю проходил на сцене «Старого дома» и завершился открытым перформансом. Актеры продемонстрировали вновь обретенные возможности слушать и слышать друг друга и достойную навигацию среди импульсов и штампов. Удавшийся диалог режиссера и младшего поколения труппы требовал продолжения, так и родилась идея «домашнего» спектакля о простом и сложном одновременно, о себе, человеке на сцене, и каждом из нас, зрителей, без «четвертой стены» и знаков сложения-вычитания. Замысел спектакля, раскочегаривающего чувство ностальгии в топке импровизационной театральной стихии. Спектакля-зажигалки, которому предстояло разбередить раны и подарить ощущение праздника жизни, — «чтобы душа развернулась, а потом опять свернулась», как говорил известный киногерой. 
   В итоге концепция будущего спектакля «В поисках радости. Век XXI» выглядела так: «Действие спектакля — наши дни. В обычном современном городе, в обычном современном доме, в обычной современной квартире живут, встречаются, расстаются, рождаются и умирают обычные современные люди. Деловые, серьезные, старые, молодые, богатые и не очень, образованные, отчаянные. За стеной дома — мировой кризис, «ожидание» конца света, катаклизмы, финансовые потрясения, в общем, начало XXI века». Наблюдать за сегодняшним днем режиссер Галина Пьянова предложила с позиций теперь уже прошлого столетия и культовой социально-психологической драмы приснопамятного «совка»: «Мы попытаемся честно взглянуть на себя и простые истории, связанные с каждым сидящим в зале и играющим на сцене через романтическую атмосферу шестидесятников. Это попытка вернуться к себе счастливым и радостным… в начале XXI века». 
   В качестве драматургического фундамента постановки были выбраны три знаменитые, по сей день популярные пьесы: «В поисках радости» Виктора Розова, чье столетие в августе отмечает российский театр, и «Старшая сестра» и «Пять вечеров» Александра Володина. Знакомые и тщательно отрефлексированные временем сюжеты предлагалось дополнить современным взглядом на так называемые «вечные темы» вкупе с убойным смешением вербатима, импровизации и гротеска. Таким образом «Старый дом» мог заполучить в свою афишу неординарную и стильную постановку на самую широкую аудиторию, заодно со вкусом выровнявшую крен в сторону «новой драмы», принесшей в этом сезоне новосибирскому драматическому сразу три названия. 
   Ожидать от постановочной группы можно было все что угодно. У режиссера Пьяновой и художника Болкунова железная репутация альтернативщиков. По крайней мере, так кажется с далекой сибирской стороны. Галина создала и порядка десяти лет активно продвигает «самый экстравагантный и шокирующий театральный коллектив страны» — независимый экспериментальный театр «АРТиШОК», внедривший в по-своему консервативную алма-атинскую арт-действительность театральную импровизацию, физический театр, пантомиму и сценический интерактив. Антон — самый крутой иллюстратор Венечки Ерофеева, график, сценограф, импровизатор и создатель в меру скандальных некоммерческих contemporary art-проектов. Прибавьте к этому музыкальное руководство в лице джазовой вокалистки Ирэны Аравиной (Алматы), хореографию от Василия Лукьяненко (Новосибирск) и участие группы «Шрих Кот», отвечавшей за живой звук и кавер-версии музыкальных монологов, в которые следовало то и дело переводить размышления Розова и Володина о жизни, людях, судьбах, выборе, поиске и счастье. 
   Жанр спектакля создатели обозначили как «театральный квартирник» — очень хорошее определение, если учитывать скромную квадратуру «Старого дома», беспредельность децибел и откровенную близость сцены и зала. На крохотном пятачке уместились музыканты и артисты, инструменты и нехитрая бутафория. Нагромождение шкафов и шкафчиков, дверей и дверец, столов и стульев, кроватей и комодов, нехитрой домашней увари и потрепанных мебелей — теснота и непролазность коммуналки, одной на всю большую семью. А в этой «ячейке общества» ни много ни мало — герои сразу трех пьес, тексты которых сплелись в тугую косу, равно как и жизни персонажей. Ухов из «Старшей сестры» заглядывает на чай к Клавдии Васильевне из «В поисках радости», а Ильин из «Пяти вечеров» обнимает свою первую любовь в том самом парадном, где давеча Надежда из «Старшей сестры» простилась с мечтами о театре, и т. д., и т. п. Скрещенье судеб дополняется скрещением времен. Артикулируя реальность позавчерашнего дня, герои выглядят и действуют вполне современно, разбавляя авторское слово своими репликами. Связующая нить выдает то, что ей и положено по долгу службы доносить: мир изменился, но только внешне, за новым антуражем скрывается старый конфликт и те же люди. Никто больше не гоняется за чешским сервантом, не моется в оцинкованном корыте, не трусит с авоськой в магазин, однако все так же переживают первую любовь и последнюю потерю, погрязают в мелочах и пробиваются к цели, совершают ошибки и ищут свой путь к радости. А вот что такое и почем нынче радость — большой вопрос, на который создатели спектакля хоть и попытались ответить реальными голосами новосибирских жителей, ан не ответили. Пролистали вскользь. 
   Тропинка творческой команды Галины Пьяновой пролегла между знаковыми текстами, более чем богатой историей их постановок и театром сегодняшнего дня, между прощанием с театром XX века и утверждением театра XXI столетия, между психологическим театром и востребованными практиками. В жертву задумке были принесены объем ролей, рефлексия, лирический пафос, социальная заостренность старых пьес. Все это компенсировалось живым звуком и предельным приближением к зрителю. Артисты чуть отстранились от своих персонажей, перешли с публикой на «ты» и принялись исполнять хиты, в которых разыгрываются новые камерные истории. Веселые и чуть грустные. Дерзкие и стебные. Без полутонов, но с азартом от первой строчки до последнего аккорда звучат романсы и рок-баллады, «Баста» и Боб Марли, «АукцЫон» и Наталья Ветлицкая. Кто-то смотрит в глаза под быдляцкое «че», а кто-то ожидает перемен в томе и неге урванного дефицита. Обретенный в прошлом сезоне актерский ансамбль «Старого дома» исправно исполняет свои обязанности, за что получает драгоценный отклик зрителя. Проблема лишь в том, что с тем же успехом подопечные Пьяновой могли бы прощаться с театром Шекспира или эпическим театром Брехта — ничего не изменилось и с тех пор. Ни люди, ни проблемы, ни морально-этические зигзаги. Разве что сам театр? Так ведь и он в предложенном «В поисках радости. Век XXI» варианте не слишком свеж и актуален. Иногда не совсем вразумителен. Порой слишком легковесен. Подчас надуман. Временами опрометчив. Но, как бы то ни было, честен и отработан по косточкам, по крупицам. Если авантюра в чем-то и не удалась, то попытка точно должна быть засчитана. 


В статье упомянуты:


спектакли: