Премьера

В ближайшее время премьеры не запланированы!

Монологи тела

27 октября 2022
Наталия Дмитриева Ведомости НСО

Бой с тенью, вопросительный знак и социальные стереотипы — театральный фестиваль «ХАОС» изучает человека с помощью движения

 

 

В последнее время мы слишком много говорим, обесценивая словами движения души, — важное и сокровенное покрывается информационной накипью и теряется в гулкой пустоте клишированных фраз. Дышим словами, чувствуем словами, любим словами, раним словами. И забываем о том, что на Земле мы живём — телом. Мы, конечно, о нём заботимся — ходим в залы, сидим на диетах, проходим медицинские обследования. Но делаем это в основном по двум причинам — чтобы подольше прожить и быть социально одобряемыми. Международный театральный фестиваль «ХАОС. Сезон движения» намерен в 2023 году развернуть наше зрительское сознание в сторону «я — тело-высказывание». Сегодня он разогревает публику на превью-показах, где можно отключить внутренний словесный поток, чтобы услышать монолог собственного тела.

 

— Из всех возможных определений и формулировок мы остановились на словосочетании «театр движения», которое как объединяет в себе различные сценические и перформативные практики, жанры и формы, так и определяет очень чёткое направление: движение есть жизнь, — рассказывает новосибирский режиссёр, хореограф, один из кураторов превью-программы «ХАОС. Сезон движения» Андрей Короленко. — Вместе со зрителем мы хотим разобраться: а что это вообще такое — театр движения? Как, а главное, зачем смотреть театр без слов? Мы решили пригласить в Новосибирск одни из самых ярких и самобытных компаний страны и предложить им разделить сцену с местными танцовщиками и хореографами.

 

 

Сегодня большинство из нас живёт в иллюзии «самостоятельного выбора»: я сам выбираю, что смотреть, что читать, как жить и кому верить. Но московский хореограф и танцовщица Александра Рудик в своём высказывании «Видимое» задаёт зрителю вопрос: а так ли это? Что ты видишь сейчас, зритель? Танцовщицу на сцене или её виртуального двойника на экране планшета? Кто из них — живее? Кому веришь больше? «Видимое» — это не пластический спектакль с определённой сюжетной канвой, скорее перформанс, где танцовщица изучает собственную правду тела через действие. Авторский оммаж биомеханике Мейерхольда, утверждавшего, что путь к душе можно найти только с помощью определённых физических положений и состояний в пространстве. Индустриал выдавливает из нас живое грохотом механической скорости, моё тело сжимается пружиной страха — где нам вместе с телом укрыться? Но если я пойму, что тело — это я, может быть, я сделаю правильный выбор? Александра задаёт зрителю вопросы собственным телом — ВИДИМЫМ телом.

 

 

Спектакль «Virtual» — первая дуэтная работа, в которой Андрей Короленко и Иван Сачков являются и хореографами, и танцовщиками. Герой Ивана Сачкова исследует вопросы гендерной идентичности и социальных ролей, демонстрируя, как навязанные обществом стереотипы влияют на тело. Что такое одежда? Социальный маркер «мужчина/женщина» или просто кусок ткани? А если мужчина надевает юбку, то что? Он теряет свою идентичность или, наоборот, приобретает свободу от «проглоченного» в детстве интроекта?

 

 

Если двигаться от мысли, что танец — это мышление с помощью тела, то сегодня наше тело — сплошной вопросительный знак. Поэтому не удивительно, что практически вся превью-программа «ХАОСА» состояла из одних вопросов: кто мы и куда? В спектакле «Хрупкое», созданном при содействии Международного фестиваля современной хореографии «CONTEXT. Diana Vishneva», хореографы изучали общество как коллективное тело — насколько оно выносливо? Если мы движемся в одну сторону, держась за руки, а окружающая среда благоволит нашим общим ценностям, то тело чувствует себя здоровым и сильным. Но когда попутный ветер оборачивается ураганом перемен, а фраза «стабильности в мире нет» звучит не киноцитатой, а диагнозом, то сильное истончается. Есть у нас шанс «собраться в кучку»? Андрей Короленко считает, что есть — через осознание собственной уязвимости. Кстати, новосибирская танцевальная компания NADOЖDATЬ в своём перформансе «А завтра…» задавала идентичные вопросы. Иллюзия целостности, выстраивание другой реальности, ощущение себя в «сегодня» — тело пытается найти ответы. Доверимся же ему. Даже если очень хочется спрятаться в домике.

 

 

«Не ной» — это перформанс от танцоров из Екатеринбурга в стиле street dancе, где дух уличных батлов «а я могу вот так!» гармонично уживается с движениями нежной мужской души. «Зайчики» и «котики» поют гимн красивому мужскому телу, а заодно прорабатывают вопросы маскулинности: надо ли прятать за внешней формой беззащитное внутреннее?

 

 

Моё сердце остановилось на дэнс-перформансе Татьяны Чижиковой «Ударница». Мы надеемся на бессмертие своего духа, но живём на Земле телом. Мы гневаемся, но прячем агрессию под личиной социальных интроектов, убивая тело. Мы страдаем нравственно, и наше тело страдает вместе с нами. Тело как высказывание. Тело как молитва. Тело как поле борьбы со своим внутренним драконом. «Ударница» — это личное высказывание танцовщицы Татьяны Чижиковой, созданное в коллаборации с танцевальным драматургом Анной Семёновой-Ганц три года назад. «В определённый момент своей жизни я оказалась в ситуации невыносимости, — рассказала Татьяна. — Я не могла жить в этом состоянии долго, поэтому решила его поисследовать. В этот период мне представлялась картинка бойца, который пытается истребить внешние причины невыносимости. Но его кулак каждый раз проваливается в пустоту, не находит себе опоры, поэтому его фрустрация усиливается».

 

 

Сильное тело греческой богини явило зрителю неукротимую мощь, беззащитную нежность и звериную агрессию, когда бой с собственной тенью выдавливал из перформерки всё человеческое, оставляя неистребимый цивилизацией яростный рык — не боюсь, давай, бей ещё! Каждая пластическая фраза Татьяны — отлитое в физике состояние — гнев, бессилие, надежда, бой, поражение, воскрешение. Жизнь человека, которого мир бьёт под дых, а внутренний дракон (привет Захарову-Шварцу!) сжигает изнутри огнём обиды и злости. Общую геометрию высказывания усиливала эстетика 30-х годов с культом тренированного тела — мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Но быль иногда оборачивается для нас страшной сказкой, и телу нужны силы, чтобы пережить её. В конце перформанса Татьяна уходит с ринга под песню Эдиты Пьехи «Хорошо» — иногда лучше уйти с ринга, чем продолжать бой с собственной тенью на поражение.

 

Фото Виктора Дмитриева


В статье упомянуты: