Премьера

21.06.2024.
Цветы для Элджернона

Цветы для Элджернона

 

14.05.2024.
Девятью десять

Девятью десять

 

Новая жизнь «Старого дома»

11 апреля 2022
Юлия Щеткова Совет директоров

«Старый дом» — один из самых интересных театров Сибири. Спектакли и проекты коллектива известны далеко за пределами своего региона и успешно позиционируют Новосибирск как театральную столицу. Театр принимает участие практически во всех крупных российских фестивалях. Активно гастролирует по стране и за рубежом. Приглашает к сотрудничеству ведущих режиссеров, художников, критиков и драматургов. Не боится экспериментировать, создавать сложные постановки, принимать смелые творческие решения и совмещать репертуарную деятельность с масштабной просветительской программой. «Мы создаем репертуар, внутри которого рождаются постановки, созданные не только как поиск и открытие новых форм, новых концепций театрального языка или прочтений классического материала, но и те, что способны найти общий язык и со зрителем, не искушенным современным искусством, а приходящим в театр с традиционными целями — получить приятные впечатления», — подчеркивает директор «Старого дома» Антонида Гореявчева.


Художественно-организационная модель «Старого дома» строится на основе современного менеджерского подхода. Во главе театральной организации более пятнадцати лет стоит эффективный руководитель, который видит и формирует возможности для создания новых ценностей. «Когда я начала работать в «Старом доме», театр переживал не лучшие свои времена, и многое пришлось начинать с нуля, — рассказывает Антонида Александровна. — Прежде всего необходимо было собрать команду единомышленников: ведь один директор, каким бы прекрасным специалистом он ни был, в одиночку такой объем дел не поднимет. Наши сегодняшние успехи — результат многолетней работы всей команды театра. Работы кропотливой, слаженной и талантливой».

В разработке репертуарной и off-репертуарной концепции театра также неизменно задействован стратег, который понимает современные тенденции и предвидит оптимальные векторы развития театрального искусства. В этом качестве в «Старом доме» успешно выступает продюсер, театральный критик и кандидат культурологии Оксана Ефременко. Именно шеф-драматургу «Старого дома» принадлежит идея создания самых успешных проектов театра — фабрики нарративного театра «Дисциплина», миссия которой заключается как в написании новых пьес, так и в создании конкурентной среды со стороны театра современному «длинному» кинематографу; Международного фестиваля актуального театра «ХАОС», привозящего в Новосибирск лучшие российские и международные спектакли, и примыкающей к форуму Арт-резиденции, где горожане в команде с представителями современного театрального искусства создают собственные проекты, так называемый фестивальный production.

Афишу театра, кажется, просто невозможно уличить в однообразии. «Старый дом» развивает экспериментально-авангардное направление: визуальная опера «Снегурочка» на музыку композитора Александра Маноцкова, пластический спектакль Максима Диденко «Я здесь» по знаменитым карточкам Льва Рубинштейна, первая в России постановка «Цемента» Хайнера Мюллера в режиссуре Никиты Бетехтина, сценическая версия культового фильма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» в изложении режиссера Елизаветы Бондарь. Успешно справляется с задачами постдраматического театра: в тандеме с петербургским режиссером Семеном Александровским в репертуаре театра появились спектакли «Ручейник, или Куда делся Андрей?» и исследующие подлинную историю создания новосибирского Академгородка «Элементарные частицы». Уделяет внимание классическому направлению — в спектакле «Головлевы» по роману Салтыкова-Щедрина языком психологического театра рассказывается подлинная русская жизнь. Продюсирует кассовые хиты — «Зулейха открывает глаза» по одноименному бестселлеру Гузель Яхиной, «Сиротливый запад» и «Калека с острова Инишмаан» по пьесам Мартина МакДоны. И, вместе с тем, ловко оперирует драматургическим наследием в новых вариациях хрестоматийных текстов, таких как «Вишневый сад» Чехова в остроумном режиссерском изводе Андрея Прикотенко.
Есть в репертуаре «Старого дома» и свои спектакли-легенды. В феврале 2021 года семилетний день рождения и юбилейный 55 показ отметил «Пер Гюнт». Сценическая интерпретация поэмы Генрика Ибсена стала второй совместной работой новосибирского театра с итальянскими постановщиками во главе с режиссером Антонио Лателла (в 2012 году та же команда выпустила шестичасовую «Трилогию» по трагедиям Еврипида, играючи перевернув культурный ландшафт города). Новосибирский «Пер Гюнт» вошел в список лучших спектаклей России по версии фестиваля «Золотая маска», стал дипломантом Международного театрального фестиваля «Откровение», но самое главное — пользуется заслуженной любовью зрителей и самих артистов. Через легендарный спектакль-путешествие проходят все новобранцы труппы, покоряя вершины театрального искусства, как альпинисты покоряют Эверест. Кто-то неизбежно сходит с трудной дистанции, но есть и те, кто остается навсегда: великие и бессменные — Анатолий Григорьев (Пер Гюнт) и Лариса Чернобаева (Сольвейг и Осе).

 «В нашем театре принята в работу менеджерская модель управления. Это означает, что у нас есть главный режиссер — Андрей Прикотенко, у которого есть своя линия в театре, и он занимается разработкой сюжетов классических текстов в современной вариации, — раскрывает особенности функционирования театра шеф-драматург «Старого дома» Оксана Ефременко. — Андрей Михайлович называет это приемом палимпсеста, когда поверх знакомых больших текстов он пишет свой вариант произведения. И сейчас в репертуаре театра идут спектакли такого рода, в которых текст абсолютно новый, но есть связь с контекстом великого автора, — «Sociopath/Гамлет» по Шекспиру, «Идиот» по Достоевскому, готовится премьера спектакля «Анна Каренина». Главный режиссер выпускает один спектакль в сезон, а весь остальной сезон строится на работе приглашенных режиссеров, представляющих разные города, страны и театральные школы. Помимо спектаклей, у нас создается множество событий, разворачивающихся вокруг идеи театра и театральности, и проектов, связанных с просветительской деятельностью. Мы развиваем театр как место и пространство, где зритель находит для себя возможность не только увидеть спектакль, но и вступить в коммуникацию с искусством на совершенно разных уровнях».


Премиальный багаж театра «Старый дом» — не только ежесезонное попадание в список самых заметных премьер России, но и три «Золотые маски»: в 2017 году спектакль «Снегурочка» получил награду в номинациях «Эксперимент» и «Лучшая работа художника по костюмам» (Елена Турчанинова), в 2021 году артист Тимофей Мамлин стал лауреатом в номинации «Лучшая роль мужского плана» за роль Ипполита Терентьева в спектакле «Идиот». Всего спектакль в постановке главного режиссера театра Андрея Прикотенко был представлен в рекордных для себя и, как отметила генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина, нынешнего драматического конкурса одиннадцати номинациях и боролся с двумя десятками сильнейших конкурентов. Для театра, оказавшегося в фокусе внимания Российской национальной театральной премии много позже своих новосибирских коллег — лишь в середине 2010-х, — это серьезная заявка и подтверждение статуса одного из самых интенсивно развивающихся театральных коллективов региона. «Это закономерный этап нашего развития, показатель того, что мы не стоим на месте и растем и в актерском отношении, и в техническом, и в знаковости и емкости тех художественных высказываний, которые наши постановки готовы предъявить миру, — резюмирует директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — К тому же у нас действительно очень талантливая и сильная труппа. У наших актёров много энергии. Они горят желанием играть и достаточно натренированы для того, чтобы выполнять самые серьезные профессиональные задачи. Мы ставим спектакли разных режиссеров, работаем с разными театральными школами, а это — ежедневные тренинги. Ребята играют практически каждый день — утром у них репетиция, а вечером — спектакль. Актёры проникаются этим «тренингом», и для них он становится зарядом энергии и роста».


Работа над каждой постановкой в стенах «Старого дома» начинается с освоения и преображения пространства: сцена вторгается в зрительный зал, меняется с ним местами или превращается в единое целое. При этом за экспериментом скрывается не только жажда творческого движения, но и элементарные бытовые сложности. Не секрет, что самый экспериментирующий театр Новосибирска приквартирован к зданию со столетней историей, построенному по проекту знаменитого сибирского архитектора Андрея Крячкова. В начале прошлого века это была самая обыкновенная школа, позднее преобразованная под нужды драматического театра, чьи точки развития сегодня выходят далеко за пределы возможностей тесных помещений официально не признанного памятника архитектуры.

В 2021 году стало известно о том, что театр готовится к масштабной реконструкции, по результатам которой хорошо знакомое театралам города здание станет исторической частью единого театрального комплекса. И если проект будет реализован, то буквально через два-три сезона у «Старого дома» появится новый корпус с залом на 320 мест, репетиционными помещениями и большой зрительской зоной. Кроме того, будет проведена модернизация действующего здания с сохранением его исторического облика и преображением внутренних интерьеров в художественное пространство, где можно будет репетировать, играть спектакли, устраивать выставки и перформансы и реализовывать новые фестивальные проекты.


В статье упомянуты:


Люди: