Премьера
В ближайшее время премьеры не запланированы!
Новосибирские театры побывали на «Артмиграции»
18 октября 2022Юлия Щеткова Новая Сибирь
В Екатеринбурге завершил работу фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция», участие в котором приняли театры из Новосибирска. Драма «Танцующая в темноте», сочиненная Елизаветой Бондарь для команды «Старого дома», и аудиальный перформанс «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2», выпущенный режиссером Полиной Кардымон в Лаборатории современного искусства, вошли в основную программу фестиваля, а поставленный в камерном пространстве театра «Глобус» Артемом Терехиным спектакль «Мальчики» заявил о себе в детской афише.
«Артмиграция» – это фестиваль молодой режиссуры, созданный в 2013 году Союзом театральных деятелей. По замыслу организаторов, в Москву привозились спектакли, созданные за пределами культурных столиц, убеждая тамошних зрителей в том, что театральная жизнь в регионах по-прежнему бурлит и кипит благодаря притоку «свежей крови». В течение десяти лет фестиваль проходил в Москве, однако в этом году сменил формат. Теперь «Артмиграция» каждый год будет приезжать в разные города России, чтобы на собственном примере показывать идеи децентрализации культурной жизни, расширения границ и творческого поиска. С 8 по 16 октября «Артмиграция» представляла свои программы в Екатеринбурге и выступала не только смотром, в афишу которого вошли спектакли, поставленные молодыми российскими режиссерами, но и форумом, на котором молодые люди разных театральных профессий объединились для обсуждения новых проектов и болевых точек современного театра.
В этом году в Екатеринбург на время фестиваля приехали более 400 участников из разных регионов нашей страны. В девять фестивальных дней уложилось четырнадцать спектаклей из Новосибирска, Мирного, Иванова, Сарова, Тары, Тюмени, Твери, Томска и Перми, распределенных на десять площадок и три программы, в двух из которых – основной и детской ‒ были показаны новосибирские спектакли.
Первыми екатеринбургскому зрителю представила свою работу команда Лаборатории современного искусства – так именуется после прошлогоднего ребрендинга и смены концепции Мастерская Крикливого и Панькова. На «Артмиграцию» резиденты независимого новосибирского объединения привезли вторую часть аудиального перформанса «Коромысли». В копилке посвященного экзистенциальным вопросам и обрядам в русской традиции проекта ‒ номинация на «Золотую маску» в категории «Эксперимент», участие в фестивале актуального театра «ХАОС» (Новосибирск) и фестивале независимых театров «Еще Один» (Омск). «[Сыра земля]» — центральная часть триптиха, которая целенаправленно снимает табу с темы смерти и возвращает в XXI век практику осознанного горевания. «Сейчас тема смерти табуирована – мы пытаемся о ней не думать, как будто ее нет, как будто она сама умерла, — отмечает режиссер самого востребованного проекта новосибирской Лаборатории современного искусства Полина Кардымон. — Мы привыкли загонять страх смерти как можно глубже – туда, где мы сами не сможем его отыскать. Но ведь отрицание и замалчивание только увеличивают ощущение тревожности, и мы не знаем, как самостоятельно с этим справиться. А наши предки знали».
Для балансирующей на стыке драматического и музыкального театра «Танцующей в темноте», выпущенной в новосибирском «Старом доме», «Артмиграция» ‒ третий после Рождественского фестиваля искусств и принесшей труппе премию за «Лучшую работу художника» «Золотой маски» фестиваль, на котором побывал спектакль. В Екатеринбурге новосибирские артисты собрали аншлаговый зал. Многие зрители остались на обсуждение, проводил которое член экспертного совета фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» Павел Руднев.
«Герои этого спектакля живут в реальности кино, — поделился своими впечатлениями театровед и критик Павел Руднев. — Если мы вспомним мюзиклы, то поймем, какая гигантская пропасть между тем, как реальность отражается в мюзикле, и какая она есть на самом деле. Интересная тема этой работы ‒ понимание того, как массовая культура создает массовую галлюцинацию, фальшивое видение, отнимающее у нас реальность. В эту красивую картинку можно влюбиться, а сама реальность из-за такого искусства не поменяется. И мечта главной героини – бесполезная, беспочвенная. Она на самом деле не помогает. Мюзикл предельно сексуализирован и привлекателен. А артисты спектакля как будто выключили свою привлекательность, свои человеческие чувства, свою актерскую гордость и браваду относительно собственного тела. Они стали приземленными, такая третьесортная Америка. Мюзикл показывает Нью-Йорк и Вашингтон, Филадельфию и Сиэтл, а на самом деле перед нами Аризона и Фарго. Я смотрел на актеров, которых видел в других ролях, и у меня было ощущение, что спектакль сделан таким образом, как будто артисты выключили свое мастерство, свое ремесло. Такое ощущение, что артисты забыли, что такое сценречь, сцендвижение. Как будто на сцене любители, а не профессионалы. Это абсолютно качественно сделанный эффект неловких людей. В мюзикле все блестяще владеют своим телом, здесь ‒ нет. Это абсолютно фантастический эффект – как «счистить» мастерство, как его ликвидировать, вернее, сыграть ликвидацию мастерства. Понятно, что этот спектакль отрепетирован и тщательно сделан, и все его герои живут по принципу – “извините, что я живу”. Все беспомощны, улыбаются, когда видят воробьев, абсолютно все. Мы увидели очень крупное явление».
Фото Вадима Балакина, Инны Афанасьевой, Дмитрия Яцука
В статье упомянуты:
спектакли: