Новостройка «Старого дома»
17 января 2011Юлия Щеткова Новая Сибирь, 02.05.08
Не секрет, что буквально сезон назад «Старый дом» пребывал в полном раздрае, вызванном бесплодным снобизмом художественных руководителей — чем громче они говорили о переменах к лучшему, тем глубже закапывали творческий потенциал театра. Прогенерация началась с назначением на должность директора Антониды Гореявчевой, что для «Старого дома» было несколько неожиданно: областной драматический всегда считался скорее режиссерским, нежели директорским театром, и спасения ожидали явно не с административной стороны.
Госпожа Гореявчева оказалась прозорливее своих предшественников. Не решилась выбрасывать из афиши созданные до ее прихода спектакли, выбрав путь постепенной переориентации публики на серьезную драматургию в качественной режиссуре. Деликатно избежала пафосных обещаний. Стабилизировала ситуацию в едва не разбежавшейся труппе. Отказалась продлевать контракт с нерадивым главрежем и, дабы сформировать новое художественное лицо театра, сделала ставку на приглашенных режиссеров, российских и зарубежных — грузинских, литовских, египетских и французских.
«Приглашение главного режиссера — шаг серьезный. И нам не хотелось повторять те трудные ситуации, в которых оказывался театр на протяжении последнего десятилетия. Исходя из того, что расширение контактов, постоянное общение с различными режиссерами и знакомство с опытом других театров поможет разрешить эту задачу, в этом сезоне мы предпочли пригласить постановщиков, имеющих хорошую профессиональную репутацию и известных нам по удачным спектаклям в других театрах.
При этом важным критерием в выборе режиссерских имен стало не только их мастерство, но и педагогическая состоятельность — все режиссеры преподавали актерское мастерство. Большие сборы и полные залы показали, что это было правильным решением. Труппа, поработав в течение сезона с совершенно разными по стилю и творческим подходам мастерами, разыгралась, раскачалась и стала гораздо свободнее. А международные проекты стали важной составляющей нового имиджа «Старого дома», — рассказывает Антонида Гореявчева.
Впрочем, от идеи найти художественного руководителя директор «Старого дома» не отказывается. Госпожа Гореявчева уверяет, что театр постоянно работает в этом направлении, однако пока не может найти такого высокопрофессионального постановщика, который смог бы стать «несомненным авторитетом и вдохновителем для всего коллектива». Возможно, вакантное место предложат литовскому режиссеру Линасу Зайкаускасу, руководящему международными проектами «Старого дома» и готовящему к постановке спектакль «Чувства» по Чехову. Но до премьеры говорить об этом бессмысленно, считает руководство театра.
Еще одним не менее серьезным проектом, осуществлением которого занялся новый директор, стала реконструкция «Старого дома». Построенное в 1912 году по проекту Андрея Крячкова каменное здание для начальной школы, ставшее впоследствии филармоническим общежитием и существенно переделанное в 1967 году для областного театра драмы, требует далеко не косметического ремонта, найти средства на который областной бюджет не смог. Именно поэтому руководство «Старого дома» решило повторить опыт «Красного факела» и заключило инвестиционный договор с ООО «Стройгеология». Схема взаимодействия такова: театр передает компании прилегающий к зданию земельный участок площадью около 0,7 га; инвестор возводит там культурно-деловой комплекс и выделяет 175 млн рублей на реконструкцию «Старого дома». В инвестиционную сумму входит также строительство новых помещений для театра. Подробности проекта Антонида Гореявчева озвучила в интервью корреспонденту «Новой Сибири».
— На каком этапе сейчас находится проект реконструкции театра?
— Сейчас ведутся работы по проектированию. Это значит, что у театра «Старый дом» появятся два зрительных зала. Зал на 350 мест расположится в новом здании, а прежний зал преобразится в малую сцену на 100 мест. Большая сцена будет предназначена для классических репертуарных постановок, а малая сцена даст возможность реализовывать наши смелые эксперименты и проекты, связанные с современной драматургией или нестандартными формами спектаклей. Также у нас появятся помещения под цеха, мастерские и склады. А репетиции будут проходить в должных условиях на должном уровне в собственно репетиционных залах. Их тоже будет два. В целом площадь театра увеличится в пять раз.
— Почему договор был заключен именно со «Стройгеологией», не самой известной компанией в Новосибирске?
— В 2007 году был проведен специальный конкурс. В предложенной ООО «Стройгеология» конкурсной заявке были выполнены все требования, которые предъявлялись к победителю данного инвестиционного конкурса: наибольшая величина инвестиционных отчислений, увеличение общих площадей театра до 5 тыс. кв. м, возможность размещения современных театральных технологий в представленном театральном комплексе, строительство инвестиционного комплекса без остановки деятельности театра, выполнение градостроительных и объемно-планировочных условий и требований, создание эстетичного архитектурного объекта. Финансирование театральных технологий, сценического оборудования будет производиться за счет бюджета.
— Каковы сроки реконструкции?
— Как я уже сказала, основным условием инвестиционного конкурса был пункт о работе театра в период реконструкции без остановки деятельности. Поэтому мы запланировали два этапа: вначале ведется строительство новых помещений, затем реконструкция старого. На это по плану уйдет два с половиной года. Все это время будут выпускаться премьеры, и мы будем принимать зрителей в своем зале.
— Строительство зданий на притеатральном участке, как известно, ограничивает инвестора: запрещается возводить жилые дома и нежелательные для соседства с учреждением культуры строения типа казино или ночных клубов. Однако ходят слухи, что в комплексе у «Старого дома» расположатся бизнес-центр и гостиница. Так ли это?
— В настоящее время инвестором ведутся проектные работы на стадии эскизного проектирования с более конкретной проработкой концепции всего инвестиционного объекта. Но строительство гостиницы не планируется точно. Если говорить в общем, то на нашем земельном участке будут построены два отдельных комплекса: театральный с небольшой театральной площадью перед входом для «Старого дома» и деловой — комплекс инвестора.
— Не навредят ли старому крячковскому зданию столь близко идущие строительные работы, и как будет сочетаться новый современный комплекс с памятником архитектуры?
— Здание хоть и старое, но фундаменты и кладка стен надежные. В практике строительства много таких случаев. И, конечно же, будут проводиться обследования конструкций. Что касается внешнего сочетания — театр тоже очень волновал этот вопрос. Согласно нашим требованиям, проект должен быть выполнен с учетом создания единого в архитектурном решении комплекса театра: ведь новое, пристроенное здание театра тоже будет выполнено в новом стиле. Встречи с проектировщиками и предложенные ими решения свидетельствуют о нашем взаимопонимании в этом вопросе.
— Справится ли небольшая труппа «Старого дома» с одновременной работой на двух сценах?
— Театр «Старый дом» уже сейчас планирует пополнение труппы молодыми артистами. Кроме Новосибирского театрального института, мы обратились в вузы Екатеринбурга и Ярославля. Это проверенные временем театральные школы, и мы ведем результативные переговоры с мастерами выпускных курсов.
— Новая художественная политика, новый имидж, новые лица, новая сцена: уместно ли будет прежнее название?
— Театр «Старый дом» сохраняет образ камерного театра, театра «атмосферного» и уютного, в котором на первом плане всегда существует актерская индивидуальность… Сейчас идет эскизное проектирование нового здания, внешний облик театра еще уточняется. В связи с этим пока не ясно, потребуется ли смена названия или нет.
— Что ожидает зрителей в следующем, юбилейном сезоне?
— Главным событием юбилейного сезона станет постановка известного польского кино- и театрального режиссера Кшиштофа Занусси по пьесе О. Эскина «Дуэт», которую специально для нашего театра перевел арт-директор Московского центра им. Мейерхольда П. Руднев. Египетский режиссер Хана Метвали выпустит спектакль по «Тысяче и одной ночи». Получено также принципиальное согласие двух российских режиссеров — Михаила Бычкова и Сергея Федотова. И, естественно, планируется большое праздничное мероприятие, посвященное юбилею.